ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОИЗВОДСТВА ЛАМИНАТНЫХ ТУБ


Производство пластиковых туб – одно из тех направлений переработки полимеров, где даже в условиях кризиса могут быть перспективы роста. Особенно это касается сегмента ламинатных туб, ориентированных, в первую очередь, на производство недорогой продукции массового спроса – так называемый «островок стабильности». Конечно, и здесь имеют место негативные сдерживающие факторы. Но в случае выбора оптимальной стратегии российские игроки имеют все шансы на успех. В чем мы и убедились, связавшись с участниками рынка.

 


Если рассматривать рынок туб в целом (которые используются для упаковки различной кремообразной продукции), то здесь за последние четыре года общий объем потребления увеличился на 20%. Да, рост небольшой, особенно на фоне других, бурно растущих в последние годы, рынков полимерной продукции. Но надо учитывать, что имеет место тенденция замещения алюминиевых туб более современными видами упаковки, в частности, ламинатными и экструзионными.

Сегменты и замещение

Важнейшим сегментом тубного рынка является парфюмерно-косметический. Тубы здесь - один из наиболее молодых вариантов упаковки, несмотря на это она за довольно короткий промежуток времени смогла отвоевать солидную долю рынка у традиционных флаконов и баночек. Сегодня туба – самая популярная упаковка на рынке парфюмерно-косметикой продукции.

Рынок туб для парфюмерно-косметической продукции - самый емкий по сравнению с остальными сегментами. В структуре потребления полимерной тары для косметических товаров туба занимает лидирующие позиции. В общем объеме потребления туб на долю парфюмерно-косметического рынка приходится 61,2%.

Остальные потребительские сегменты существенно уступают косметике. Тем не менее, второе место занимает фармацевтика – порядка 27,5%. Другие, наименее емкие, сегменты – пищевая промышленность, строительные материалы и бытовая химия.

С каждым годом, спрос на алюминиевые тубы со стороны производителей косметики снижается (как наименее удобные для потребителя), поэтому в отношении косметических товаров имеет смысл выделить именно полимерные и ламинатные туб. Рост спроса здесь в ближайшие несколько лет будет происходить, как за счет количественного роста рынка косметики, так и за счет замещения  алюминиевых туб полимерными и ламинатными. Последние – более дешевые, они ориентированы на упаковку продукцию средней и низкой ценовой категории. Учитывая тот факт, что в условиях кризиса покупательская способность населения снизилась, лидирующая роль стоит отдать именно ламинатным тубам.

Похожие тенденции и в других сегментах (строительная химия, бытовая химия). Например, все чаще специальные пасты, средства по уходу за обувью упаковываются именно в ламинат. А применительно, например, к зубной пасте – сегодня мало кто использует продукт в другой упаковке, кроме как ламинатной.

Стоит особо выделить отдельные позиции косметической продукции, такие, как кремы, скрабы, макияж. Цены на эти товары существенно отличаются, например, от зубной пасты (более дорогая ценовая категория). Яркости и качеству упаковки здесь придается гораздо большее значение. Поэтому сегодня в данном сегменте главная роль принадлежит эквструзионным и ко-экструзионным тубам, которые лидеры рынка, заботящиеся об имидже и качестве, сегодня предпочитают экспортировать…

На фоне описанных тенденций замещения в последнее время закрывались производства алюминиевых туб, компании сокращали объемы их выпуска (в частности, закрыл производство один из крупнейших продуцентов - компания OWK).

«Крепким оплотом» для алюминиевых туб традиционно считается фармацевтика. Но даже здесь, по мнению участников рынка, у ламината есть перспективы. Постепенно потребители (производители фармпродукции) соглашаются на тестирование более удобных для конечного покупатели ламинатных туб.

Противостоять импорту

По мнению большинства участников рынка, тубный рынок растет за счет ламинированных туб. Казалось бы: зеленый свет производителю. Но здесь он сталкивается с определенными проблемами.

Первая – это конкуренция с импортом. Очевидно, что сегодня себестоимость производства тубы в Китае и в России сегодня заметно отличается (особенно, учитывая, что российскому продуценту приходится импортировать сырье – ламинат). За счет чего здесь можно конкурировать?

В первую очередь, это – логистический фактор. И чем больше объемы – тем более интересным может быть предложение отечественного производителя – то есть, «брать количеством». Сегодня, когда происходит укрупнение бизнеса (в той же парфюмерно-косметической сфере), возможности российского игрока стабильно обеспечивать крупные объемы туб со стабильно-высоким качеством (а для этого надо иметь современное оборудование и технологии) может сыграть решающую роль в выборе поставщика.

Надо учитывать и «глобальные процессы», происходящие в российской экономике. Речь идет об удорожании валют и снижении на этом фоне привлекательности импорта. Первый «кризисный шок», который для рядового потребителя явился в качестве подорожавших импортных товаров, миновал. На очереди теперь – плановая девальвация рубля, намеченная на осень 2009…

Многое зависит и от стратегии производителя в плане обеспечения оптимального предложения, способного повлиять на себестоимость упаковки. Так, сегодня появилось оборудование, способное изготавливать и наполнять тубы в рамках одного технологического процесса. Совмещение этих двух операций в рамках одного автомата позволяет значительно упростить процедуру производства, ускорить фасовку и снизить совокупную стоимость упаковки...

Polymery.ru

Ознакомиться с российским рынком туб, его ведущими игроками, динамикой и структурой импорта, а также перспективами развития вы сможете в исследовании АКПР «Рынок туб в России».