БЕНЗИНОВАЯ ЛИХОРАДКА


Согласно техническому регламенту о качестве автомобильного и других видов топлива, начиная с 2011 года, в России будет запрещено производство 92-го  бензина.


Страна медленно двигается к повышению качества топлива и для повышения его октанового числа нефтяникам  придется широко использовать специальные антидетонационные присадки и добавки.

По  данным доклада Министерства природных ресурсов и экологии РФ "О состоянии и охране окружающей среды", в 2006 году около 40% выбросов загрязняющих веществ пришлось на долю автотранспорта. На ближайшие пять лет в России намечен план по переходу к использованию бензина класса Евро-5. По своим масштабам он сравним со знаменитыми «пятилетками», которые, как известно, должны были выполняться максимум за 3 года. Кстати, в Европе переход к более экологически чистым бензинам активно поддерживается уже около 15 лет. Европейцы еще в 2005 году успели перейти на использование Евро-4. В России доля использования 95-го бензина составляет всего лишь порядка 17%. При хорошем воображении можно представить катастрофический сценарий, когда мы просто потеряем транспортное сообщение с европейскими соседями.
Нефтяники все чаще «выкручиваются» с помощью антидетонационных присадок, повышающих октановое число. Сегодня к наиболее эффективным и востребованным на рынке антидетонационным присадкам относятся МТБЭ (метил-трет-бутиловый эфир) и ММА (монометиланилин). Рынок каждый год прибавляет в динамизме, интригуя экспертов соперничеством двух лидеров.

Понятно, что для «зеленых» продуктов критерий безопасности и экологии – ключевой. И сама природа присадки любопытна – ее бесспорная экологическая функция сочетается со сложным химическим составом, неоднозначно воздействующим на окружающую среду.  

Особых вопросов к МТБЭ у экологов нет, МТБЭ способствует повышению экономичности работы двигателя, а также снижает содержание в выхлопных газах продуктов неполного сгорания. Это происходит благодаря улучшению процесса сгорания топлива за счет наличия в составе МТБЭ кислорода. Новые требования к бензинам Евро-4 увеличивают объем кислорода, и поэтому объемы возможного использования эфира (вместо ароматических соединений) были увеличены с 11% до 15%.

Поэтому метил-трет-бутиловый эфир относят к 4 классу опасности по степени воздействия на организм, тогда как ММА – ко 2 классу.

Использование присадки ММА позволяет незначительно снизить содержание канцерогенных и вредных выбросов в выхлопных газах. При этом монометиланилин - довольно высокотоксичное соединение. Представители экологической организации «Зеленая волна» считают, что использование ММА может нести опасность, ведь при попадании в окружающую среду жидкость трансформируется с образованием окислов азота, аминов, фенола и бензола. Это может привести к загрязнению воздуха и водоемов. Для того чтобы максимально оградить ММА от контакта с окружающей средой, его перевозят в герметичных железнодорожных цистернах и специальных составах, предупреждающих удары при формировании. ММА малостабилен, и при контакте с кислородом и светом его прозрачная жидкость начинает темнеть, а процесс окисления ускоряться.

Продукты деструкции ММА также безобидными назвать нельзя. Нитробензол – сильный кровяной и нервный яд, при попадании в глаза вызывает ожоги, а на коже – высыпи узелкового или гнойничкового типа, мокнущие экземы. Окислы азота – сильный раздражитель, который поражает верхние и глубокие дыхательные пути и может вызвать отек легких. Бензол – сильный нервный и кровяной яд, канцероген, наркотик, вызывает раздражение кожи и глаз.

Как следствие, в пределах России большинство крупнейших нефтяных корпораций, таких как ТНК-ВР, ЛУКОЙЛ, Роснефть, Сургутнефтегаз, Газпром и Татнефть предпочитают повышать октановое число своего бензина, используя МТБЭ. При этом около половины произведенного в России МТБЭ уходит на экспорт в страны Евросоюза и СНГ.

Впрочем, в последнее время у МТБЭ появился сильный соперник. На европейском пространстве реальную конкуренцию МТБЭ может составить другая присадка на основе эфира - этил-трет-бутиловый эфир (ЭТБЭ), который превосходит его по экологичности, поскольку производится из сельскохозяйственного сырья.

 C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России».

www.newchemistry.ru