БУДУЩЕЕ РЫНКА МТБЭ


1 января 2011 года в России планируется переход на новый стандарт “Евро-3”, который подразумевает снижение мощности автомобильных двигателей. Это говорит об увеличении степени сжатия топлива, которое очевидно потребует повышения его октанового числа.


Известно, что МТБЭ (метил-третбутиловый эфир) применяется в качестве антидетонатора моторных топлив, являясь качественной добавкой, повышающей октановое число бензина. Кроме этого МТБЭ обладает рядом преимуществ, которые обусловили его распространенность на рынке топлив. К ним можно отнести: относительно низкую температуру кипения (550С), доступность сырьевых ресурсов (метанол и изобутилен), и его низкомолекулярность, которая снижает конечную плотность топлива.

Следует ли ожидать, что спрос на МТБЭ значительно вырастит? Будут ли производители наращивать мощности своих производств? Этот переход осложняется тем, что, как известно, МТБЭ является вредным для экологии. Ядовитый метанол, из которого синтезируется МТБЭ, выделяется при его сгорании и пагубно воздействует на окружающую среду и здоровье человека. Сам МТБЭ, попадая в землю или воды, не разлагается.

Возникает вопрос перехода на более тяжелые виды топливных добавок – ЭТБЭ (этил-третбутиловый эфир), ТАМЭ (третамиловый эфир), БЭ (биоэтанол). В связи с этим NewChemistry провел небольшой опрос среди компаний – производителей МТБЭ.

NewChemistry: Как, по вашему мнению, будет развиваться рынок МТБЭ в будущем, и планируется ли переход на альтернативные виды топливных добавок?

ЗАО Сибур-Химром: МТБЭ сейчас хорошо востребован на рынке топлив и, скорее всего резкого перехода на другие виды топлив не будет.

ЗАО Экойл: Переход рынка с МТБЭ на ЭТБЭ возможен из-за вредного влияния МТБЭ на экологию. Данный эфир содержит метанол, который, попадая в сточные воды, пагубно воздействует на водный бассейн. Но переход на альтернативный вид топлива - достаточно сложный процесс. Как известно, Россия выступает крупным поставщиком МТБЭ на рынок Европы, и если там запретят использование МТБЭ на законодательном уровне, то для поддержания и роста экспортного потенциала будет просто необходимо предложить новый продукт. Предприятие готово выпускать другие виды эфиров и биоэтанол, если встанет такой вопрос и если для этого будет сырье.

ОАО Слафнефть-Янос: Отмечает рост объемов потребления МТБЭ в России. Переход рынка топлив от МТБЭ к альтернативным будет связан с изменением законодательств стран Европы или России относительно состава топлив и добавок к ним. И возможно только тогда в России начнется производство ЭТБЭ и БЭ.
В самом предприятии производство ЭТБЭ не планируется из-за отсутствия необходимого сырья. В ближайшие 5 лет планируется строительство установки для производства ТАМЭ.

Тальяттикаучук: Для перехода производства с МТБЭ на более тяжелые эфиры (ЭТБЭ, ТАМЭ) необходимы законодательные изменения, так как данная разновидность продукции производится не для розницы, а является сырьевым источником для производства бензина. И компании, производящие МТБЭ, напрямую зависят от предприятий, производящих бензин. Именно они определяют спрос на МТБЭ, который будет выпускаться, пока является востребованным. Тальяттикаучук не планирует переход на другие виды топливных добавок.

ЗАО Стерлитамакский НХЗ: В США уже вышел закон, запрещающий использование МТБЭ в качестве высокооктановой добавки к моторным топливам, поэтому американцы переходят на другие экологические безопасные виды топлив. В России же и в Европе МТБЭ по-прежнему используется и потребление его не уменьшается. ЗАО Стерлитамакский НХЗ ориентирован на Российского потребителя. Предприятие довольно своей производительностью и не намерено переходить на выпуск новых эфиров.

ОАО Ангарская НХК: Предприятие ориентировано только на Россию, в которой хорошие рынки сбыта, поэтому возможности экспорта предприятием не используются. Отмечают перспективы роста рынка МТБЭ в России, поэтому предприятие намерено наращивать мощность производства.

ОАО Каучук (Сибур): В России производство МТБЭ будет ещё достаточно долго продолжаться.

ОАО Нижникамск-нефтехим: В Европе пока что законодательных регламентов, направленных на ограничение потребления МТБЭ, нет. Очевидно, что быстрого перехода на другие виды топлива произойти не может, так как это повлечет за собой ряд других изменений, в частности изменение двигателей в автомобилях.

В Америке подавляется производство МТБЭ на законодательном уровне. Там ученые разрабатывают технологию получения биотоплива из морских водорослей. Кроме этого, в Америке большое значение придается разработке возобновляемых источников энергии. России необходимо тоже заниматься такими разработками.

ОАО Уралоргсинтез (Сибур): Потребность в переходе с МТБЭ на альтернативные добавки будет диктоваться ценой. Сейчас цена МТБЭ не является низкой, и в перспективе возможен переход рынка на биотопливо, изготавливаемое из отходов производства и древесины.

Табольск нефтехим: Прогнозируется рост потребления МТБЭ в России. Снижения потребления МТБЭ в Европе нет, в то время как в США от него отказались. Ни один из видов добавок – МТБЭ, ЭТБЭ и ТАМЭ не перерабатывается микроорганизмами, поэтому если в Европе и выйдет закон о запрещении использования МТБЭ, то он распространится и на ЭТБЭ, и ТАМЭ.

 

NewChemistry: Как переход на альтернативные виды топливных добавок может отразиться на схеме производства?

ЗАО Экойл: Если рассматривать схему производства с точки зрения высокотехнологичного оборудования, то она идентична как для МТБЭ, так и для биоэтанола и ЭТБЭ, отличие состоит в исходном сырье (метанол для МТБЭ, этанол для ЭТБЭ), и, следовательно, температурных режимах, что связано с различием температур кипения этанола и метанола.

ОАО Ангарская НХК: Переход на новое производство требует только смены сырья, так как технологии для производства МТБЭ, ЭТБЭ, ТАМЭ одинаковы. Также сложность заключается в том, что этиловый спирт необходимо абсолютировать перед запуском в производство топлив. Смена сырья повлечет увеличение стоимости конечного продукта, так как этанол гораздо дороже метанола. ТАМЭ имеет более низкие октановые характеристики и более высокую температуру кипения, чем МТБЭ, однако использование ТАМЭ наряду с МТБЭ желательно для создания хорошего ассортимента бензиновых марок.

ОАО Нижникамск-нефтехим: Метанол легче, чем этанол, поэтому выкипание паров этанола из ЭТБЭ существенно меньше, чем метанола из МТБЭ. С этим связана экологическая проблема, встающая при использовании МТБЭ, так как метанол более ядовит, чем этанол.

Методы получения метанола и этанола различны. Метанол синтезируется из природных ископаемых, а этанол производится из растительного сырья, что по себестоимости выходит дороже. Это влияет на цену конечного продукта – ЭТБЭ получается дороже, чем МТБЭ. Необходимо искать новые пути получения этанола - не из растительного сырья, а из отходов производств, например - из жмыха, оставшегося от прессования семечек подсолнечника при производстве растительного масла, из отходов древесины.

NewChemistry: Как вы охарактеризуете мощность производства МТБЭ на своем предприятии в 2009 году? И наблюдалось ли снижение производимого объема по сравнению с 2008-м годом?

ЗАО Сибур-Химром: В 2009 году производство снизилось на 6%. За год было произведено порядка 30 тыс.тонн МТБЭ. Предприятие не планирует в ближайшие 5 лет расширять мощности для выпуска МТБЭ. Сейчас они загружены на 90-100%.

ЗАО Экойл: Компания намерена увеличивать мощности предприятия, так как загруженность сейчас составляет только 80%.

ОАО Слафнефть-Янос: За последнее время объемы производства предприятия не менялись и находились на уровне 30-35 тыс.тонн при загрузке мощностей на 90-100%.

Тальяттикаучук: Производство загружено на 90% и хорошо сбалансировано, производительность – 40 тыс тонн в год. Уровень производства в 2009 году не изменился по сравнению с 2008 годом. Большую долю потребления составляет Российский рынок и частично – экспорт.

ЗАО Стерлитамакский НХЗ: Производительность – 40 тыс. тонн в год. Производство в 2009 году осталось на том же уровне, что и в 2008 годом. Недостаток сырья и спад спроса на продукт в зависимости от сезона сказываются на загруженности мощностей (80%).

ОАО Ангарская НХК: Производство МТБЭ имеет примерно одинаковый уровень производства в 2008-2009гг. и составляет примерно 6-7 тыс. тонн в год.

ОАО Каучук (Сибур): Наблюдается увеличение производства МТБЭ с каждым годом. Планируется расширение производства. Мощность 140 тыс. тонн в год, загруженность около 100%.

ОАО Нижникамск-нефтехим: Первое предприятие в России, запустившее производство МТБЭ. Сейчас выпускают МТБЭ в ограниченных объемах в целях экономии сырья (примерно 40 тыс. тонн в год). Производство сконцентрировано на выпуске изопрена и полиизопрена, требующее ту же сырьевую базу, что и для выпуска МТБЭ (метанол и изобутилен), но расходующее это сырье в меньших количествах и дающее большую прибыль. Также ведется производство аналога ЭТБЭ из отходов производства, называемый КАТ (компонент автомобильного топлива).

NewChemistry: Как скажется норма технического регламента на производство МТБЭ в России?

ЗАО Экойл: Норма технического регламента на топливо, скорее всего, не коснется предприятий, выпускающих МТБЭ, так как они являются поставщиками добавки к моторным топливам. В большей степени это затронет компании, изготавливающие бензин как конечный продукт.

ОАО Слафнефть-Янос: Норма технического регламента на топливо не коснется конкретно МТБЭ, а некоторые марки бензина, например 80, 92, в которых такая добавка как МТБЭ необходима. Главная проблема МТБЭ связана с его вредом для экологии. А технический регламент должен затронуть бензины.

ОАО Уралоргсинтез (Сибур): Норма технического регламента не повлияет на производство МТБЭ. Так как без такой добавки невозможно сделать качественный бензин, МТБЭ все равно будут добавлять, даже если и утвердят меньшее его количество в составе бензинов.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России».

Ляпина Ольга
www.newchemistry.ru