ЛОГИСТИКА СЖИЖЕННЫХ ГАЗОВ: состояние и перспективы развития


Обязательная утилизация практически всего попутного газа с 2012 года неминуемо должна привести к росту производства сжиженного углеводородного газа (СУГ) и увеличению его отправок на экспорт.



Однако для этого помимо строительства перерабатывающих мощностей необходимо развивать логистику, говорят эксперты.

По данным Минэнерго, объём производства СУГ в России в 2009 составил 11 млн тонн – против 10,6 млн  тонн в 2008 году. Крупнейшими производителями СУГ по итогам 2009 года стали ОАО «Сибур-Холдинг» (его доля составляет 31%), «Газпром» (21%), «ЛУКОЙЛ» (8,5%) и «НОВАТЭК» (7,4%).

По словам эксперта аналитического агентства «Аргус» Светланы Новолодской, в 2009 году произошло существенное сокращение внутреннего рынка СУГ в связи с финансовым кризисом и падением спроса со стороны нефтехимических заводов, работающих на этом сырье. В связи с этим большой объём сжиженного газа был вытолкнут на экспорт. По данным «Аргуса», в 2009 году экспорт СУГ составил 3,2 млн тонн, что на 52% больше показателя 2008 года.

Производство СУГ является одним из путей утилизации попутного нефтяного газа, получаемого при добыче нефти. В настоящее время значительная часть (около 70%)   ПНГ в России всё ещё сжигается на факелах. Однако в прошлом году правительство обозначило предельно допустимый уровень объёмов ПНГ, сжигаемого на факельных установках, – не более 5% от общего объёма добычи. В связи с постановлением правительства от 8 января 2009 года нефтяные компании должны довести объём утилизации ПНГ до 95% к 2012 году.

В условиях требований роста объёмов переработки утилизации ПНГ и сокращения внутрироссийского потребления производителям СУГ пришлось перенаправить невостребованные на внутреннем рынке объёмы на экспорт. Однако для развития экспорта также есть существенные ограничения, в первую очередь – логистические.

По словам эксперта, основные направления экспорта – Польша, Турция, Финляндия, Белоруссия, Венгрия. Выход же российского продукта на дальние рынки сейчас сдерживается отсутствием собственных морских терминалов, способных принимать крупнотоннажные суда.

Большая часть поставок осуществляется железнодорожным транспортом. При этом, как отмечает эксперт ИАЦ «Кортес» Ирина Бократ, практически каждая крупная компания, как правило, имеет своего перевозчика, однако владельцем подавляющей части железнодорожной инфраструктуры для перевозки СУГ является  «СГ-Транс». Он также предоставляет цистерны в аренду «Газпромтрансу», «Сибур¬трансу» и другим крупным операторам.

Около 28% от общего объёма экспорта составляет перевалка через морские терминалы. При этом на долю российского порта Темрюк приходится лишь 11% от общего объёма перевалки, незначительная часть приходится на Рижский терминал (около 3,3%), а большая часть отгрузки происходит через портовые терминалы на Украине – Одессу, Керчь, Ильичёвск.

В России действует лишь один морской терминал по перевалке СУГ – это «Мактрен-Нафта», управляемый ЛИГ «Сафинат», в порту Темрюк. Проектная мощность первой очереди терминала 150 тыс. тонн в год. Крупнейшими поставщиками терминала  «Мактрен-Нафта»  по итогам 2009 года стали компании ОАО «НОВАТЭК», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром¬нефть», ТОО «КазРосГаз», ОАО «Татнефть», ООО «Тобольск-Нефтехим» (дочернее предприятие ОАО «Сибур-Холдинг»).

Некоторое время назад терминал испытывал проблемы с загрузкой мощностей, обусловленные тарифной политикой на железнодорожную перевозку, – везти на порты Украины в настоящее время оказывается если не дешевле, то сопоставимо. Однако, несмотря на это, объём перевалки СУГ  «Мактрен-Нафта» в первом квартале 2010 года вырос на 56% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года – до около 30 тыс. тонн. По словам руководителя департамента по связям с общественностью ЛИГ «Сафинат» Ивана Кузнецова, положительная динамика перевалки СУГ на терминале «Мактрен-Наф¬та» объясняется в первую очередь общим ростом производства СУГ в России.

В настоящее время продолжаются работы по строительству второй очереди терминала, запуск которой позволит увеличить резервуарный парк до 10 тыс. куб. м, а железнодорожную эстакаду в два раза. В пресс-службе компании также сообщают, что в стадии завершения находятся переговоры с компанией-подрядчиком по проекту  создания выносного причального комплекса, который позволит принимать суда с осадкой более 5 м.

Необходимостью поиска новых каналов сбыта СУГ обусловлен проект строительства комплекса для перевалки СУГ в Усть-Луге, реализуемый ОАО «Сибур-Холдинг». Начать строительство терминала планируется во втором квартале 2010 года. Проектная мощность нового комплекса составляет до 1,5 млн тонн СУГ. По мнению Светланы Новолодской, строительство терминала в Усть-Луге может способствовать выходу российских производителей на перевалочные пункты Северо-Западной Европы, в район АРА (Амстердам – Роттердам – Антверпен), где имеются значительные хранилища СУГ, а также на более отдалённые рынки, включая, например, США.

Ещё один экспортный терминал для сжиженных углеводородов – в порту Тамань – намерено построить ЗАО «Таманьнефтегаз», дочернее предприятие транспортного холдинга «ОТЭКО». Первая очередь строительства предусматривает сооружение перегрузочного комплекса производительностью 1 млн тонн СУГ в год. Срок окончания строительства уже неоднократно переносился, сейчас он намечен на август 2010 года.

В компании полагают, что возможность отгрузки крупных судовых партий позволит российским производителям  расширить географию поставок на мировые рынки, в том числе – на рынки средиземноморских стран.

Ещё один фактор, повлиявший на рост экспорта СУГ в 2009 году, – временное обнуление экспортной пошлины на СУГ, введённое правительством после обращения производителей к вице-премьеру Игорю Сечину в конце 2008 года. С начала 2009 года пошлина была вновь введена, однако сейчас по инициативе Минэнерго она рассчитывается не в рамках нефтепродуктовой корзины, а отдельно, на основании котировок, существующих в Восточной Европе. Эта мера позволила российским производителям конкурировать с другими поставщиками на европейском рынке (в частности, с поставщиками из Казахстана и Норвегии) и добиться большей рентабельности при экспорте СУГ.

По мнению экспертов, в дальнейшем можно ожидать развития рынка СУГ. На темпы роста потребления может существенно повлиять внедрение новых видов топлива на основе этого газа в авиаперевозках и автотранспорте. «Стабильно растёт спрос на СУГ в секторе неф¬техимии, а учитывая посткризисный период, он будет только увеличиваться. СУГ становится всё более доступным для сектора ЖКХ за счёт растущей доступности этого вида топлива для населения, – отмечает Иван Кузнецов.

«Невысокий – 3–4% в год, – но стабильный общий потребительский рост спроса на СУГ наблюдается и на внешних рынках. Основными потребителями СУГ являются страны с развитой нефтехимической промышленностью – это США, крупные потребители – Турция, Иран. Высокие темпы роста потребления СУГ показывают страны Азиатского региона (Китай, Япония)», – добавил он.

 Справка:

ОАО «НОВАТЭК» и ООО «СГ-Транс» подписали договор о перевозке сжиженных углеводородных газов (СУГ), произведённых Пуровским заводом по переработке конденсата (Пуровский ЗПК, Тюменская область), в собственных цистернах «СГ-Транс». Об этом говорится в сообщении «НОВАТЭКа». Договор заключён сроком на пять лет с возможностью дальнейшей пролонгации.

В сообщении отмечается, что данный документ позволит обеспечить перспективную потребность «НОВАТЭКа» в перевозке всего производимого объёма СУГ. 

ОАО «НОВАТЭК» – второй по объёмам добычи производитель природного газа в России. Созданная в 1994 году, компания занимается разведкой, добычей и переработкой газа и жидких углеводородов. Месторождения и лицензионные участки компании расположены в Ямало-Ненецком автономном округе.

ООО «СГ-Транс» – официальный экспедитор российских железных дорог. Выполняет перевозку нефтепродуктов в собственных вагонах-цистернах в рамках оказания полного пакета транспортно-экспедиторских услуг.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка сжиженных углеродных газов можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков  «Рынок сжиженных углеродных газов в России».

Автор: Мария Парфенова
Гудок