ИМПОРТ Б/У ШИН МОГУТ ЗАПРЕТИТЬ |
По имеющейся информации, Министерство промышленности и торговли РФ вскоре подготовит решение об изменении ставок импортных пошлин на бывшие в употреблении и восстановленные шины. |
Если удастся достигнуть договоренности со странами Таможенного союза, то ввоз использованных шин может быть и вовсе запрещен. Как пояснили в ведомстве, в настоящее время пошлина составляет 20% от стоимости как восстановленных, так и бывших в употреблении шин всех видов. Исключение составляют лишь покрышки для легковых автомобилей. Для них пошлина равна 20%, но не менее 6,9 евро за штуку. С инициативой ограничить ввоз подержанных покрышек выступила компания «СИБУР – Русские шины». Ее представитель пояснил, что на сегодняшний день в Россию ввозится около миллиона бывших в употреблении шин, причем в последние несколько лет ввоз таких покрышек увеличился. По мнению экспертов, проблема состоит из двух аспектов – защита интересов отечественных производителей и экологическая безопасность. Российские шинники заявляют, что использование подержанных шин негативно влияет на окружающую среду. В качестве аргумента они приводят тот факт, что ресурс восстановленных покрышек составляет лишь до 50% от новых, а бывших в употреблении – не более 30%. Это приводит к их частой замене, а следовательно, и к увеличению количества отходов. Минприроды полагает, что в этом вопросе следует избегать радикальных мер. Как заявил директор департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности министерства Ринат Гизатулин, необходимо найти разумный компромисс между интересами отечественных производителей и проблемами утилизации ввезенных шин. «Нужно разграничить продукты, «утратившие потребительские свойства» и «пригодные к дальнейшей эксплуатации», - считает г-н Гизатуллин. Согласно действующему законодательству шины относятся к IV классу отходов, считающихся малоопасными, но подлежащих утилизации. По оценке компании «СИБУР – Русские шины», повышение пошлин в состоянии сократить импорт подержанных покрышек на 90%. В то же время участники рынка сходятся во мнении, что старые шины пользуются спросом в России из-за низкой цены. Люди покупают ввезенные из за границы покрышки по той причине, что новые изделия многим просто не по карману. К тому же, в большинстве российских городов дорожные условия таковы, что менять шины приходится довольно часто. Как пояснил представитель ульяновской компании «Шинный двор», подержанные шины дешевле новых приблизительно на 30-40%, но их качество зачастую оставляет желать лучшего. В первую очередь разница в цене ощущается на больших размерах. «Если же речь идет о стандартных колесах для «Жигулей», то выгоды практически никакой», – отметил собеседник. По мнению экспертов, в числе основных покупателей подержанных шин – водители большегрузных фур. Стоимость одно покрышки на такой автомобиль может доходить до 20-25 тысяч рублей. Именно поэтому многие предпочитают приобретать шины, уже побывавшие в употреблении. Специалисты предостерегают, что погоня за дешевизной не всегда оправдана – зачастую старые шины могут быть опасны или вообще непригодны для езды. Продавцы подержанных покрышек в свою очередь заявляют, что многие потребители делают выбор в пользу ввезенных из-за рубежа изделий не только из-за низкой стоимости. По их мнению, отечественные производители должны всерьез задуматься о повышении качества производимой продукции. Зачастую российские шинники просто занимаются внешним копированием продукта, используя при этом уже устаревшие технологии. Они уверены, что экология – является не более, чем удобным предлогом для производителей покрышек. Ведь резиновая крошка используется во многих других отраслях – к примеру, в обувной промышленности и дорожном строительстве. Но претензии к обувщикам и строителям пока не предъявляют. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка синтетических каучуков можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок синтетических каучуков в России». Михаил Белый |