РЕЗУЛЬТАТЫ BASF В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2010 ГГ. |
Итоги первого квартала 2010 года свидетельствуют об успешном развитии бизнеса концерна BASF. На фоне общего оздоровления экономики, а также благодаря тенденции к пополнению заказчиками своих товарных запасов было отмечено значительное увеличение спроса практически по всем подразделениям. |
При этом отдельные наименования химической продукции оказались в дефиците. Такие изменения рыночной ситуации обусловили увеличение объемов продаж на 26% - до 15,5 млрд. евро. Величина прибыли от основной деятельности EBIT (до учета специальных статей) составила 1,95 млрд. евро (+98%); этот прирост был связан, главным образом, с более высокой загрузкой производственных мощностей. Почти все подразделения BASF продемонстрировали увеличение доходности, чему способствовали сокращение затрат и повышение эффективности, а также синергетическая выгода от интеграции бизнеса Ciba. Показатели продаж и прибылей выросли по сравнению с четвертым кварталом 2009 года. «Таким образом, мы почти вышли на уровень наших очень хороших квартальных результатов, отмечавшихся в докризисный период. Наши производственные подразделения (особенно сегменты химикатов, пластмасс, специальных продуктов и функциональных решений) добились заметного роста. Это произошло благодаря возобновлению спроса во многих отраслях – в частности, в автомобилестроении, электротехнике и электронной промышленности. Что касается географии, то мы наблюдаем высокий уровень спроса в странах Азии и Южной Америки. Далее следует Северная Америка, где процесс восстановления идёт медленно, а Европа замыкает этот список», - отметил председатель Совета директоров BASF SE д-р Юрген Хамбрехт, представляя итоги 2009 г. и 1 квартала 2010 г. на ежегодном собрании акционеров в г. Мангейме (Германия). Оживление спроса во всех регионах, при этом «локомотивом роста» остаётся Азия Итоги 1 квартала 2010 года: увеличение продаж на 26% - до 15,5 млрд. евро, и прибыли EBIT (до учета специальных статей) на 98% - до 1,95 млрд. евро, по сравнению с первым кварталом предыдущего года Устойчивое увеличение прибыльности в сегменте специальных продуктов В сегменте химикатов отмечен значительный рост объемов продаж по всем подразделениям. Это было обусловлено не только существенным увеличением спроса, но и повышением цен – например, на продукцию крекинга, выпускаемую нашим подразделением нефтехимикатов. Показатели прибыли также заметно выросли по сравнению с 1 кварталом 2009 г. – за счет увеличения объемов, высокой загрузки мощностей и оптимизации затрат. Постепенное улучшение конъюнктуры в сегменте пластмасс наблюдается ещё с начала 2009 года. Здесь зафиксировано увеличение объемов реализации продукции, которое обусловило значительный прирост продаж по сравнению с показателями годичной давности. Оживление спроса привело к получению дополнительных поступлений. Вместе с тем, в подразделении специальных полимеров имело место удорожание сырьевых материалов, связанное, в частности, с ограниченностью их предложения; в значительной степени эти увеличенные затраты удалось «переложить» на рынок. В сегменте специальных продуктов также была отмечена повсеместная активизация спроса. Приобретение и интеграция бизнеса компании Ciba обусловили выраженное увеличение продаж в 1 квартале 2010 года. Основными факторами существенного повышения прибыльности стали увеличенные объемы продаж, а также успешная реализация синергетических преимуществ при интеграции бизнеса Ciba. Возобновление спроса со стороны автомобилестроителей, а также подорожание драгоценных металлов – вот основные изменения рыночной ситуации, позволившие значительно увеличить продажи в сегменте функциональных решений. Напомним, что в прошлом году результаты первого квартала здесь оказались весьма слабыми. Вместе с тем, положение дел в строительной отрасли остаётся сложным. На фоне таких разнонаправленных тенденций в тех областях, где работают наши заказчики, все подразделения данного сегмента сумели повысить доходность, внеся тем самым позитивный вклад в общие экономические показатели. Сегмент решений для сельского хозяйства начал текущий год в целом успешно, сохранив объемы продаж на высоком уровне, достигнутом в первом квартале 2009 года. В отдельных регионах (например, в Северной Америке и Южной Америке) было отмечено увеличение продаж. Колебания курсов валют неблагоприятно отразились на показателях прибыли, обусловив их некоторое снижение по сравнению с прошлогодними результатами. Следует отметить активный спрос на гербицид KixorTM, который недавно появился на североамериканском рынке. Продажи в сегменте нефти и газа уменьшились по сравнению с первым кварталом 2009 года. Причина этого заключается в заметном снижении цен на природный газ, которое не удалось компенсировать за счет увеличения объемов реализации. Здесь проявился «запаздывающий» негативный эффект, повлиявший на уменьшение маржи (как по нефти, так и по газу). В целом, показатели прибыльности в данном сегменте не вышли на тот уровень, который был достигнут год тому назад. Что касается подразделений, объединенных в группу "Прочие", то здесь наблюдался значительный рост продаж – прежде всего, за счет увеличения объемов реализации продуктов на основе стирола (где также выросла прибыль) и удобрений. В целом, затраты на опционную программу BASF в условиях позитивных изменений котировок акций привели к уменьшению показателей доходности по сравнению с 1 кварталом 2009 года.
|
Позиция "Специальные статьи" (минус 114 млн. евро) включает, главным образом, расходы на интеграцию бизнеса компании Ciba. Для сравнения: в первом квартале 2009 г. аналогичный показатель составил -57 млн. евро. По сравнению с первым кварталом предыдущего года величина EBIT выросла на 98% и составила 1,84 млрд. евро, а величина EBITDA достигла 2,63 млрд. евро (прирост 1,04 млрд. евро). Таким образом, маржа прибыли EBITDA увеличилась до 17 процентов (в первом квартале 2009 г. – 13%). Результаты от финансовой деятельности составили минус 80 млн. евро, что на 122 млн. евро лучше по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года. Показатели ОАО «Севернефтегазпром», консолидируемые с учетом доли участия, оказались выше – прежде всего, за счет валютной выручки. Величина прибыли до уплаты налогов и долей миноритарных акционеров в 1 квартале 2010 г. увеличилась на 1,03 млрд. евро – до 1,76 млрд. евро. Уровень налогообложения составил 34,7% (это ниже, чем в первом квартале прошлого года); такая динамика связана с меньшим вкладом сегмента нефти и газа, прибыли которого облагаются налогом по повышенной ставке. Чистая прибыль выросла на 654 млн. евро – до 1,03 млрд. евро. Величина прибыли в расчете на одну акцию в 1 квартале 2010 года составила 1,12 евро (для сравнения: в 1 квартале 2009 г. – 0,41 евро). С учетом корректировок на специальные статьи и амортизацию нематериальных активов данный показатель равен 1,32 евро (против 0,55 евро год тому назад). Двузначный (в процентном исчислении) рост по всем регионам Продажи по местонахождению компаний в Европе увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12 процентов, а прибыль EBIT (до учета специальных статей) выросла на 452 млн. евро – до 1,25 млрд. евро. На фоне оздоровления экономики наблюдалось оживление спроса, которое также было связано с пополнением компаниями-заказчиками своих товарных запасов. Данная тенденция, в частности, нашла отражение в существенном увеличении объемов продаж и прибылей в сегментах химикатов, пластмасс, специальных продуктов и функциональных решений. Что касается сегмента нефти и газа, то здесь эти показатели снизились по причине резкого падения цен на природный газ. Дополнительный позитивный вклад в результаты деятельности в данном регионе внесла синергия, достигнутая благодаря интеграции бизнеса компании Ciba. Продажи по местонахождению компаний в Северной Америке увеличились на 55% (в долларах США), что соответствует +47% в пересчете на евро; прибыль выросла на 259 млн. евро – до 329 млн. евро. В сегментах химикатов, пластмасс, специальных продуктов и функциональных решений продажи и прибыли заметно пошли вверх благодаря активизации спроса, позволившей значительно повысить загрузку наших производственных мощностей. По некоторым направлениям (например, в подразделении нефтехимикатов) было отмечено увеличение маржи. Что касается сегмента решений для сельского хозяйства, то начало очередного вегетационного периода вновь стало успешным: объемы продаж выросли по сравнению с теми неплохими показателями, которые были достигнуты в первом квартале 2009 года. В Азиатско-Тихоокеанском регионе продажи выросли на 77% (в местной валюте), что соответствует +73% в пересчете на евро; прибыль составила 310 млн. евро (+258 млн. евро). В регионе продолжается увеличение спроса на нашу продукцию, и поэтому практически все подразделения сумели добиться заметного прогресса (как по продажам, так и по прибыльности) по сравнению с прошлогодними показателями. Это касается, в частности, сегмента химикатов и сегмента пластмасс, где был отмечен существенный рост прибыли. Успешные результаты деятельности подразделения нефтехимикатов объясняются повышением цен на продукцию крекинга, а подразделение полиуретанов значительно нарастило свою прибыль за счёт увеличения объемов реализации. Продажи по местонахождению компаний в странах Южной Америки, Африки и Ближнего Востока за год выросли на 26% в местной валюте (+33% в пересчете на евро). В сегменте решений для сельского хозяйства отмечено увеличение продаж в Южной Америке; оно было обусловлено, в частности, погодными условиями, а также высокой опасностью распространения заболеваний сельскохозяйственных культур. Однако, по причине негативного эффекта от колебаний курсов валют, рост продаж не привёл к увеличению прибыли, которая осталась на уровне первого квартала прошлого года (64 млн. евро). Подразделение покрытий улучшило свои прошлогодние показатели благодаря успешной реализации строительных красок. Прогноз на 2010 год в целом: ожидается получение процентов на капитал Юрген Хамбрехт, возглавляющий Совет директоров концерна BASF, в целом позитивно оценивает перспективы на 2010 год; вместе с тем, он подчеркивает, что «восстановление экономики по-прежнему остаётся неустойчивым». Основные риски связаны с продолжающимися финансовыми трудностями и долговым кризисом (который местами продолжает усугубляться), со сворачиванием национальных стимулирующих программ, с волатильностью на рынках сырья и избыточными производственными мощностями, а также с растущей геополитической напряженностью и протекционизмом. По мнению д-ра Хамбрехта, несмотря на подъём глобальной экономики в первом квартале, этот процесс в течение года будет очень медленным и ещё более неравномерным. При этом он поясняет, что ожидаемый прирост в значительной степени связан с «базисным» эффектом при сравнении с низким уровнем предыдущего года. Концерн BASF запланировал на ближайшие месяцы временные перерывы в работе промышленных установок (для их ремонта и технического обслуживания), что негативно отразится на объеме продаж и величине прибыли. Так, во втором квартале будет остановлен весь комплекс в Наньцзине (КНР), где намечен капитальный ремонт с последующим расширением производства. В апреле 2010 г., в соответствии с графиком, была завершена структурная интеграция приобретенного бизнеса компании Ciba. Соответственно, по итогам текущего года суммарные затраты по данной статье должны по сравнению с 2009 г. резко сократиться. Ожидается, что к концу 2010 года синергетический эффект от интеграции бизнеса составит 350 млн. евро, и далее продолжит увеличиваться (к концу 2012 г. – до более чем 450 млн. евро). «Мы предполагаем, что по результатам 2010 года объемы наших продаж вновь вырастут, и при этом темпы такого прироста превысят среднемировые показатели по химической отрасли. Мы рассчитываем на существенное увеличение величины прибыли от основной деятельности (до учета специальных статей), а также на получение процентов на вложенный капитал», - отметил д-р Хамбрехт. |