ПЕРЕМЕНЫ В ЛОГИСТИКЕ БАШКИРСКИХ НПЗ


 «Башнефть» в 2010  году планирует в два раза увеличить экспорт нефтепродуктов и в три раза – продажи на внутреннем рынке. 


В компании отмечают, что объёмы производства останутся на прежнем уровне, однако схема реализации нефте¬продуктов будет существенно пересмотрена. Компания планирует в этом году экспортировать до 6,7 млн тонн нефтепродуктов, что более чем в два раза превышает показатель 2009 года. Кроме того, в «Башнефти» предполагают увеличить продажи на внутреннем рынке – до 11,5 млн тонн (прошлогодний уровень – 4 млн тонн).

При этом в компании отмечают, что объём переработки фактически останется на уровне 2009 года (около 20,7 млн тонн нефти). Производство светлых нефтепродуктов также должно остаться на уровне 2009 года – свыше 12 млн тонн. Увеличение объёмов реализации связано с отказом от давальческой схемы, поясняют в «Башнефти».

По этой схеме компания работала до августа 2009 года, говорит Маргарита Козеняшева, заместитель генерального директора ЗАО «Синтез Петролеум» (компания работала ранее в качестве давальца сырья для «Башнефти», а сейчас продаёт нефтепродукты компании). «Добывающие мощности «Башнефти» не могли в полном объёме обеспечить загрузку трёх предприятий – «Уфанефтехим», Уфимского и Новоуфимского НПЗ. Кроме того, башкирская нефть – высокосернистая, она даёт неважный выход нефте¬продуктов при переработке,  – говорит Маргарита Козеняшева. – Поэтому около 1,2 млн тонн ежемесячно поступали из Западной Сибири по трубопроводу «Транснефти».

Предполагалось, что основным поставщиком сырья для уфимской группы заводов будет «Сургутнефтегаз», у которого наблюдалась несбалансированность значительных объёмов добычи и ограниченных перерабатывающих возможностей на Киришском НПЗ. Однако компании гораздо выгоднее было отправлять нефть на экспорт, чем в Уфу. В связи с этим «Башнефть» активно сотрудничала с независимыми компаниями, имевшими свои небольшие добывающие мощности в Западной Сибири, которые были заинтересованы в переработке нефти на уфимских заводах.

«Таких независимых компаний в иное время было до 15. Они поставляли частично собственную нефть, частично – купленную на рынке, у того же «Сургутнефтегаза», «ТНК-BP», «ЛУКОЙЛа», Shell», – рассказывает Маргарита Козеняшева. Поскольку давальцы были очень заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее обернуть средства, это понижало цену на нефтепродукты, произведённые в Уфе, утверждает эксперт. По её мнению, подобная экономическая схема позволяла и обеспечить неплохую маржу для предприятия, и сохранить в регионе цены на  уровне ниже среднерыночных по России.
Но эта схема была полностью ликвидирована к августу 2009-го.

«Своей развитой сбытовой сети, крупного опта или розницы, сети АЗС у «Башнефти» пока нет, – говорит Маргарита Козеняшева. – Она сотрудничает с бывшими давальцами, которые остались работать как крупные трейдеры, поскольку имеют свою клиентуру, сформированные связи. Среди наших клиентов, например, ТГК-2. Мы берём у «Башнефти» крупные партии мазута, которые поставляем на ТЭЦ в Мурманскую, Архангельскую области и другие регионы. Но уже совершенно по другим ценам, поскольку, став фактически монополистом, компания, естест¬венно, диктует свои условия. Со временем же посредники будут ликвидированы».

Построение собственной системы сбыта является одним из приоритетных направлений «Башнефти», которая намерена создать в 2010 году 15 региональных торговых предприятий, а также открыть 50 новых АЗС. «Сейчас АФК «Система» (основной владелец «Башнефти») ведёт переговоры о присоединении активов «Руснефти», за счёт которых рассчитывает получить дополнительный ресурс сбыта нефтепродуктов в Казахстан. Но это потребует переформатирования сложившихся связей, перепрофилирования всей схемы поставок», – отмечает Маргарита Козеняшева.

Как сообщила «Гудку» руководитель пресс-службы «Башнефти» Натэлла Свиридова, основной объём поставок нефтепродуктов компании осуществляется железнодорожным транспортом, «который не только обеспечивает большую гибкость логистики и сохранение высокого качества уфимских нефтепродуктов, но и во многих случаях оказывается выгоднее трубопроводов».

По её словам, в «Башнефти» готовы увеличивать долю железнодорожных отгрузок, «если Федеральная служба по тарифам  предоставит компании, как крупному клиенту с растущими объёмами перевозок, понижающие коэффициенты к тарифам». Но пока объёмы перевозок башкирских нефтепродуктов снижаются.

Нефтепродукты компании перевозятся, в основном, в цистернах управления железнодорожного транспорта, которое входит в состав ОАО «Башкирнефтепродукт». В планах компании – создание самостоятельного предприятия, рассматриваются варианты партнёрства с одной из крупных транспортных компаний, говорит Натэлла Свиридова.

Справка «Гудка»

По словам начальника отдела маркетинга Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) Веры Люкшиной, в первом  квартале 2010 года на уфимские нефтеперерабатывающие заводы ОАО АНК  «Башнефть» поступило свыше 4,7 млн тонн сырья, что на 5,8% ниже аналогичного периода прошлого года.  Объём перевозок нефтепродуктов в январе – марте 2010 года по железной дороге составил 2,4 млн тонн, что ниже уровня аналогичного периода прошлого года на 11%. Внутригосударственные перевозки уменьшились на 21,6%, экспортные  увеличились на 28,7%.

С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков    «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений».

Мария Парфёнова, Дмитрий Попов
Гудок