ПОЛИСТИРОЛЬНАЯ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИЯ: вечное и сиюминутное


Один из «потенциальных виновников» пермской трагедии - пенопласт. В карти¬ну мира, написанную крупными мазками средств массовой информации, добавлен еще один вид «белой смерти».


На помощь журналистам пришли и государственные люди. С высоких трибун утверждалось, что «здание было отделано дешевым пластиком, который при горении выделял очень сильные канцерогенные вещества». Даже как-то неудобно напоминать значение слова «канцерогенный» - оно переводится с иностранного языка не как «плохой», «ядовитый» или «убивающий мгновенно», а только как «вызывающий рак». Кто из 150 с лишним жертв «Хромой лошади» умер от рака? Мог ли рак возникнуть в результате вдыхания продуктов горения «дешевого пластика», развиться в организме и убить его за те несколько минут, когда в клубе в результате горения кончился, кислород и стало попросту нечем дышать? Ответы на эти вопросы очевидны.

Однако в России уже начал формироваться миф о том, что пенополистирол очень опасное вещество.

Шило и мыло

Тем не менее, между пожарами и раком связь есть, и самая прямая. Но для этого нам нужно обратиться к истории 130-летней давности. В Австро-Венгрии театр был увлечением многих. Опера, оперетта, драма достигли своего расцвета и собирали в конце девятнадцатого века полные залы. Венский «Рингтеатр» (название имеет отношение не к боксу, а к кольцевой улице Ринг, проложенной на месте бывших городских укреплений - аналог московского Садового кольца! давал новую оперу Жака Оффенбаха, написанную по мотивам сказок Гофмана, и на премьеру собралась огромная толпа. Началось с того, что загорелся занавес. Количество жертв пожара оценивали и до сих пор оценивают по-разному: кто говорит о четырехстах погибших, кто о девятистах, а кто-то и о двух тысячах.

Из пожара было сделано много выводов, обратим внимание на два. Во-первых, после него в Вене впервые в мире была организована «скорая помощь» (идея принадлежит врачу Яромиру Мунди, который в ужасе ходил вокруг театра среди умиравших от ожогов людей, и осознал, что не может им помочь, хотя Вена всегда славилась своими медиками). Во-вторых, пожар проложил широкую дорогу асбесту. Процитируем энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона тех времен: «Противопожарным требованиям должны соответствовать по возможности и сценические механизмы: в настоящее время не  требуется совершенное исключение употребления дерева на сцене, точно также считается излишним. Пропитывание несгораемыми составами, но для декораций и т. п. следует употреблять по возможности несгораемые материалы асбест и т.п.».

Мысль о «совершенном исключении употребления дерева», очевидно, витала в воздухе после венского пожара; журналисты того времени любили играть на чувствах публики. А вот применение асбеста казалось, идеальным выходом в таких ситуациях еще сто лет пока коварный огнеупор не был уличен в том, что именно он и есть сильнейший канцероген. И опасно вовсе не тогда, когда горит (поскольку не горит), а тогда, когда долгие годы находится рядом. Паническая реакция на катастрофы почти всегда приводит к замене шила на мыла.

 Огонь и дым

Техническая комиссия, созданная по решению правительства Пермского края, определила, что ре¬конструкция помещения, где располагалась «Хро¬мая лошадь», была проведена. В 2003-2004 годах незаконно, с нарушениями правил пожарной безопасности Эти нарушения выразились, в первую очередь, в «загромождении проходов дополни-тельными столами, стульями, диванами и двумя барными стойками», благодаря которым вместимость зала удалось повысить с 50 до 300 человек. Когда клуб загорелся, люди не успели покинуть помещение, именно поэтому было, столько жертв (кстати, и после пожара в Рингтеатре было принято решение об увеличении числа выходов из театров и расширении существующих).

Пенопласт не входит в число главных виновников трагедии. И, тем не менее, может сложиться ситуация, при которой у потребителя сформируется негативный стереотип. Ничего личного: его и пожар просто видели рядом, для общественного сознания этого иногда бывает достаточно. Принцип «нет дыма без огня» никто не отменял, хотя по отношению к пенополистиролу он не совсем верен: во многих ситуациях он плавится, но не горит.

Пенополистиролом, конечно, в основном не ночные клубы украшают. Им утепляют здания. Для нашей холодной страны эта проблема, мягко говоря, не менее актуальна, чем угроза пожара. Вспененный полистирол обладает многими чертами идеального утеплителя для массового строительства: легок, недорог, водоустойчив. Его применение позволяет не только снизить цену, но и сократить сроки строительства доступного жилья, не снижая при этом требований к его теплозащите.

Вечное и сиюминутное

Не так давно требования к теплозащите существенно выросли. Это решение федеральные власти приняли не от хорошей жизни. Всем нам хорошо знакомые хрущевки заслуженно считаются жильем эконом-класса. Действительно, они возводились индустриальным методом, быстро и дешево, что позволило решить жилищную проблему эпохи развитого социализма. Однако у экономии была и оборотная сторона - в параллель с хрущевками в подземельях городов СССР стали ветвиться теплосети. Подобных монстров больше нигде в мире нет - потому что нигде в мире на отопление жилья не тратили столько горючего, как в СССР (теплоемкость квадратного метра совет¬ского жилья превышала теплоемкость квадратного метра американского в 20 раз). В условиях советской экономики, когда теплоносители были срав¬нительно дешевы, а стройматериалы - достаточно дороги, считалось нормальным и естественным «отапливать улицу». Самые вопиющие случаи списывались на щели и окна, но настоящая проблема была в другом: стены хрущевок имеют недостаточ¬ную толщину для того, чтобы держать тепло

Измерить эту толщину просто - надо ориентироваться на ширину подоконника. Хрущевки имеют подоконники шириной 51 см и меньше, что уже не соответствует нынешним нормативам. Когда экономическая модель изменилась, якобы экономные хрущевки тут же стали супертранжирами, и власть, которая по традиции у нас является крупнейшим собственником жилья, стала задумываться о том, как бы эти затраты уменьшить. Одно время говорили о повсеместном сносе хрущевок, но кризис эти разговоры прекратил. Теперь хрущевки все чаще капитально ремонтируют, в том числе меняют трубы и наращивают стены.

Для последнего процесса вспененный пенополистирол очень даже подходи! В капремонте он пользуется не меньшей популярностью, чем в новом строительстве. Так что спрос на него достаточно велик и будет таким в обозримом будущем.

Плюсы и минусы

Есть ли у вспененного пенополистирола недостатки? Да, как и у любого другого стройматериала. Главный из них прост - его можно применить неправильно. Нельзя располагать пенополистирол рядом с источниками открытого огня или высокой температуры. Не надо подвергать его прямому воздействию солнечного света. Если соблюсти правила техники безопасности и использовать вспененный пенополистирол в закрытом, защищенном от солнца пространстве - например, между внешним и внутренним контуром стен, - что риск от его использования минимален. Даже в случае пожара уложенный корректно материал с анти пи реповыми добавками не нанесет зданию вреда: в нем самом недостаточно кислорода для поддержания горения, поэтому в закрытом пространстве, без притока воздуха извне, он быстро потухнет без посторонней помощи.

Если все же по неосмотрительности обеспечить доступ воздуха к пенополистиролу, то и тогда количество вредных для человека веществ окажется невелико по сравнению с количеством вредных веществ, выделяемых линолеумом или древесно-стружечной плитой. По угарному газу - главному пожарному «убийце» - пенополистирол беюпаснее древесины хвойных пород в 40 раз (данные получены при температуре 300 градусов Цельсия).

А по эмиссии изоцианитов, которой при нагревании славится минеральная вата, пенополистирол попросту вне конкуренции - он их не испускает вообще. В общем, по безопасности, удобству в использо¬вании и соотношению «цена-качество» вспененный полистирол является оптимальным строительным утеплителем. И, тем не менее, в России он сумел закрепить за собой только 18% рынка утеплителей, в то время как в Западной Европе - в 2 раза больше. У нас же на рынке доминирует минеральная вата (45%). Почему?

Потому что Россия до настоящего времени была не самостоятельна в производстве вспененного пенополистирола. И это притом, что наша страна может обеспечить себя сырьем для производства пенополистирола, да и не только себя. Но для этого необходимо выстроить химико-технологическую цепочку, начинающуюся от попутного газа, который до сих пор украшает Западную Сибирь многочисленными факелами.

Клуб и завод

И снова Пермь, но на этот раз уже не «Хромая лошадь», а предприятие «Сибур-Химпром». Именно на нем реализуется проект пеностирольной тех¬нологической цепочки. Она состоит из трех произ¬водств: этилбензола, стирола и вспенивающегося полистирола - Инвестплощадка уже подготовлена к строительству, с генеральными подрядчиками заключены договора на проведение строительно-монтажных работ, часть контрактного оборудования поставлена и монтируется.

Проектная мощность производства этилбензола - 220 тыс. тонн в год, стирола - 135 тыс. тонн в год. К уже существующим мощностям по производству вспененного пенополистирола в 50 тыс. тонн в год добавится еще столько же - в сумме до 100 тыс. тонн. Это будет современный, качественный про¬дукт, полностью соответствующий требованиям строителей.

Угрожает ему лишь одно - возможное падение рынка. Кризис обвалил его заметно - на 30% по сравнению с докризисными временами. Но программы «доступное жилье» и «капре¬монт» региональным чиновникам выполнять надо. Да и технически грамотных людей, понимающих слово «канцерогенный» правильно, во власти немало.

С анализом российского рынка полистирола  Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок полистирола в России».

Сибур Сегодня