НОВЫЙ РЕГЛАМЕНТ НА ТОПЛИВА И НОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО МТБЭ


Мозырский НПЗ начал работы по организации производства метилтретбутилового эфира (МТБЭ) и амилметилового эфира (ТАМЭ). Ввод установки в эксплуатацию намечен на 2013 год.


По словам специалистов, создание установки производства высокооктановых компонентов бензина является неотъемной частью комплекса создаваемых на заводе технологических объектов, ввод в строй которых позволит перейти на выпуск высокооктановых неэтилированных бензинов, соответствующих стандарту Евро-5.

В текущем году на ОАО "Мозырский нефтеперерабатывающий завод" планируется завершить второй этап реконструкции завода стоимостью $482 млн. В эксплуатацию будут введены установка гидрообессеривания бензина каталитического крекинга, установка гидроочистки дизельного топлива и установка по производству водорода. Ввод в строй этих установок позволит значительно повысить качество моторных топлив: и автомобильных бензинов, и дизельного топлива. В частности, весь объем дизтоплива будет соответствовать экологическим нормам Евро-5 и таким образом отвечать перспективным требованиям европейского рынка.

Мозырский нефтеперерабатывающий завод введен в эксплуатацию в 1975 году, преобразован в ОАО в 1994-м. В уставном фонде предприятия доля государства составляет 42,7%, АО "НГК "Славнефть" - 42,6%, других акционеров - 14,7%. Завод входит в состав концерна "Белнефтехим". В 2009 году переработано 10,95 млн.т нефти.

В настоящее время проводится тендер по закупке услуг по разработке базового проекта и предоставления необходимых лицензий для установки. По результатам тендера, итоги которого планируется подвести в середине апреля, будет определен поставщик технологий. Базовый проект должен поступить на предприятие в сентябре 2010 года.

Получаемые эфиры являются компонентом топлив, которые позволяют повышать октановое число. Актуализация данных продуктов связана с ужесточением требований к качеству бензинов, предписанных вводимыми, как в Белоруссии, так и в России новыми техрегламентами. Напомним, новый техрегламент к качеству топлив должен был начать действовать в Белоруссии с 1 июля 2010 года. В России согласно принятому техрегламенту предусматривался переход к стандарту «ЕВРО-3» с 1 января 2011 года. Однако в настоящее время данные регламенты пересматриваются. Причина – необходимость унификации требований для участников таможенного союза. Для РФ, Белоруссии и Казахстана готовится один документ.

В начале мая Министерство промышленности РФ подготовило новую редакцию технических регламентов о требованиях к моторному топливу, автотранспорту и выбросам автомобилей и пытается согласовать ее с Беларусью и Казахстаном.

Как пишет «Коммерсант», документы, унифицирующие экологические требования к автомобилям и топливу в рамках Таможенного союза, сейчас проходят согласование с Казахстаном и Беларусью и должны вступить в силу с 2011 года. Они отменяют запрет на производство в РФ бензина Аи-92 с 2011 года, а также позволяют Казахстану и Беларуси в течение переходного периода отклоняться от единых требований к топливу и автомобилям, но рынок РФ при этом будет для такой продукции закрыт.

Действующий в РФ технический регламент "О требованиях к бензинам и дизельному топливу" к концу нынешнего года может утратить силу. С будущего года требования к моторному топливу будут унифицированы в рамках Таможенного союза (ТС) РФ, Беларуси и Казахстана. Как сообщили "Коммерсанту" в Минпромторге, до сентября предполагается представить в комиссию ТС проект новых технических регламентов "О требованиях к бензинам и дизельному топливу", а также "к безопасности колесных транспортных средств" и "О выбросах автомобильной техникой вредных веществ", чтобы они вступили в силу одновременно с 1 января 2011 года.

Действующим техническим регламентом в РФ с 2008 года установлены экологические требования к топливу на уровне "Евро-2". Переход на "Евро-3" планировался на 2009 год, затем был перенесен на 2011 год из-за привязки экологического класса топлива к октановому числу — переход на "Евро-3" означает запрет на производство самого ходового Аи-92. На прошлой неделе представители Минэнерго заявили, что готовят поправки к регламенту, отменяющие связь экологического класса и октанового числа и снимающие запрет на Аи-92.

Однако правка может не понадобиться. Распоряжением N 300 от 9 марта 2010 года премьер внес изменения в программу разработки технических регламентов и поручил Минпромторгу разработать новый технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" для ТС. Как сообщил "Ъ" глава департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов, при разработке регламента для ТС за основу были взяты поправки Минпромторга к действующему российскому. Они согласованы с Минэнерго в 2008 году, но не были поддержаны правительством — в частности, они предусматривали продолжение производства Аи-92 после введения экологических требований к топливу на уровне "Евро-5". В обсуждаемом проекте единого топливного технического регламента для ТС сроки перехода на "Евро-3" остались прежними — с 2011 года.

Ключевым отличием нового технического регламента станут более жесткие требования к маркировке топлива. Его класс должен будет указываться даже в кассовом чеке. Как пояснил "Коммерсанту» главный технолог института нефтепереработки (ВНИИ НП) Владимир Булатников, синхронизация экологических требований к топливу и автомобилям в ТС станет проблемой: НПЗ РФ и Беларусь готовы к переходу на "Евро-3", но заводам Казахстана понадобится время, чтобы перейти даже на "Евро-2". По оценке ВНИИ НП в модернизацию казахских НПЗ надо вложить до 3 млрд. долларов.

В Минпромторге подтвердили, что согласование технического регламента с Казахстаном и Беларусью идет тяжело. Чтобы избежать жестких ограничений, партнеры РФ предлагают разделить топливный технический регламент на три части, предусмотрев различные экологические требования к автомобильному, судовому и авиационному топливу, не считая пониженных требований к дизельному топливу для сельхозпроизводителей. Минпромторг же выступает за одновременную синхронизацию в рамках ТС требований не только к топливу, но и к экологическому классу автомобилей и их выбросам. Сейчас в РФ это разные регламенты, в значительной степени синхронизированные с директивами ЕС, но в ведомстве не исключают сведения их в один документ. Согласование экологических требований к автомобильной технике также дается ТС с трудом. В Казахстане требования к автотранспорту установлены на уровне "Евро-2". Беларусь выпускает дизельную технику — МАЗы, БелАЗы, тракторы МТЗ, не предъявляя к ней жестких экологических требований. РФ с 2010 года ввела экологические требования для автомобилей на уровне "Евро-4".

"Это главная проблема. Если мы не договариваемся, то мы фактически будем вынуждены сказать, что мы не можем унифицировать эти правила, в каждой стране они будут разными",— пояснил господин Рахманов. С Казахстаном обсуждается вопрос о двухлетнем переходном периоде выпуска топлива "Евро-2" без права реализации его на территории РФ с 2011 года. Контроль над поступлением на рынок РФ автомобилей, не соответствующих этим стандартам, предполагается возложить на МВД — такой автомобиль нельзя будет поставить на учет.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России»

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России».

www.newchemistry.ru