ДЕФИЦИТ ЦИСТЕРН |
Дефицит парка для перевозки нефтеналива привёл к 25-процентному росту стоимости аренды, до тысячи рублей в сутки без НДС за цистерну для нефтепродуктов. |
На рынке перевозок нефтеналивных грузов сегодня складывается парадоксальная ситуация. В связи с окончанием отопительного сезона (а значит, и сезона активных перевозок вязких нефтепродуктов, в первую очередь мазута), постепенным переходом грузов на реку и выходом нефтеперерабатывающих заводов на плановые ремонты цистерн должно было бы стать больше. Однако этого не произошло. Более того, случилось обратное: почти все собеседники «Гудка» в операторских компаниях заявили, что сейчас на рынке ощущается резкий дефицит «бочек», что в итоге уже привело к существенному увеличению арендных ставок на цистерны. По словам начальника департамента маркетинга и развития ОАО «Новая перевозочная компания» Бориса Торбина, цена аренды цистерны для светлых нефтепродуктов колеблется от 950 до 1000 руб. в сутки, при этом она не зависит от количества цистерн, который хочет взять клиент. «За последние два-три месяца на рынке произошёл резкий скачок цен на аренду «бочек». Ещё в марте цистерну можно было арендовать за 750 руб. в сутки», – говорит он. Начальник маркетинговой службы операторской компании «ВКМ-Транс» Ольга Наумова поясняет, что в феврале-марте цена спроса на аренду была около 700 руб., цена предложения – 900 руб. «Сейчас цена спроса выросла до 900 руб., предложения – до 1,1 тыс. руб.», – говорит Ольга Наумова. К дефициту цистерн и повышению арендных ставок, по мнению собеседников «Гудка», привели различные события. Чаще всего дефицит объясняется передислокацией подвижного состава на Дальний Восток для перевозок сырой нефти в рамках ВСТО. Кроме этого, ситуацию усложняет и работа промывочно-пропарочных станций, переданных ОАО «РЖД» в аренду. «Операции по очистке цистерн совершаются несвоевременно», – добавляет гендиректор компании «Нефтетранспорт» Алла Федотова. Всё это приводит к тому, что компаниям, обслуживающим НПЗ, приходится искать дополнительные цистерны, собирая с миру по нитке. Изменится ли ситуация, когда нефтеналив перейдёт на реку в больших объёмах, не известно. Эксперты уверены лишь в том, что текущий коридор арендных ставок сохранится до конца лета. Заместитель гендиректора компании «Востокнефтетранс» (железнодорожного оператора по проекту ВСТО, одного из крупнейших арендаторов цистерн) Сергей Поликарпов рассказывает, что арендная ставка для светлых нефтепродуктов в пределах 900–1000 руб. без НДС может сохраниться на летний период. «Отмечу – это ставка в европейской части. На Дальнем Востоке аренда подвижного состава традиционно дороже. Возможно, летом будут незначительные спотовые снижения, хотя к зиме стоимость может увеличиться», – говорит Сергей Поликарпов. С ним соглашается и Борис Торбин: «Можно говорить о некой стабилизации этого сегмента и о том, что на летний период цены на аренду всё-таки будут находиться в коридоре 950–1000 руб.». Но, помимо арендных ставок, резко начали расти и цены на новые цистерны. Прямой связи между этими явлениями эксперты не усматривают, однако рост спроса в условиях дефицита вместе с повышением цен на литьё уже приводят к тому, что цена на новую цистерну с начала года повысилась более чем на 20%. С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений». Гудок |