«ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ»


Количество производимой и потребляемой тары без преувеличения можно назвать одним из интегральных показателей развития страны, поскольку уровень состояния любой национальной экономики неизбежно отражается в первую очередь на объеме потребления этого вида продукции…


Виды тары 

Особенностью рынка тары и у нас в стране, и за рубежом является удовлетворение потребности в этом виде товарной продукции преимущественно за счет внутренних ресурсов, что сближает показатели объемов ее производства и потребления. Данное обстоятельство является проявлением такой более общей особенности, присущей и другим аналогичным товарным рынкам, как значительная доля транспортных издержек в стоимости тары при перевозке ее на значительные расстояния.


 
Однако тара используется не только для транспортировки какой-либо продукции до потребителя, но и для внутреннего использования на предприятиях – для хранения того или иного сырья/готовой продукции, а также для транспортировки сырья внутри предприятий.  Для транспортировки жидких грузов наиболее массовым видом тары является металлическая бочка (мы не рассматриваем ж/д. и автоцистерны и танк-контейнеры). Под ней, прежде всего, понимают бочки из углеродистой и легированной стали. Алюминиевые бочки производят в незначительных количествах.


 
Объем производства и потребления пластиковых бочек также сильно уступает показателям, применимым к металлическим бочкам. Что касается IBC-контейнеров, то рынок этого вида продукции только развивается, предложение и спрос на этот вид продукции еще не сформировался.

Спрос на тару для жидких грузов

В 2006 году было использовано порядка 4438,15 тыс. шт. металлических бочек, около 361,05 тыс. шт. пластиковых бочек (в пересчете на 200 литров) и около 10,42 тыс. шт. пластиковых IBC-контейнеров.

Оценочные объемы использования тары внутри страны


 Источник: Федеральная служба государственной статистики РФ, данные опроса производителей, собственные оценки

Различные типы нефтяных масел являются наиболее перспективным продуктом, под который используются все три вида анализируемой нами тары. На последующих трех диаграммах отражены доли использования металлических бочек для различных классов веществ, пластиковых бочек и IBC-контейнеров.

Оценка долей веществ, под которые используются металлические бочки

 Источник: Федеральная служба государственной статистики РФ, данные опроса производителей, собственные оценки


Оценка долей веществ, под которые используются пластиковые бочки

 

Источник: Федеральная служба государственной статистики РФ, данные опроса производителей, собственные оценки

Оценка долей веществ, под которые используются пластиковые IBC

Источник: Федеральная служба государственной статистики РФ, данные опроса производителей, собственные оценки

Потребность производителей отдельных классов веществ в таре для жидких грузов отражена в таблице ниже:

Оценка совокупной годовой потребности производителей отдельных классов веществ в таре

Класс веществаТип используемой тары
Металлические бочкиПластиковые бочки (в пересчете на 200 л)пластиковые IBC-контейнеры (1000 л)
Кислоты-19,52
Спирты62,6571,94,4
Альдегиды35,3--
Сложные эфиры4,9--
Галогенированные углеводороды508,7--
Ароматические углеводороды2712,4118,5510,52
Кетоны19,252,25-
Бензин и нефрас181,67,780,43
Смолы519,3532,360,45
ЛКМ209,0745,050,58
Прочее988,78162,417,32
всего:5242459,825,7

Источник: Федеральная служба государственной статистики РФ, Федеральная таможенная служба,  данные опроса производителей, собственные оценки

Таким образом, на нефтяные масла приходится более половины используемым металлических бочек, порядка четверти пластиковых бочек и порядка 40% пластиковых IBC-контейнеров.
Стоит отметить, что часто, годовая потребность того или иного производителя в таре несколько меньше. Это связано с тем, что политика многих предприятий по таре такова, что заказчик того или иного продукта должен его вывести в собственной таре. На это стоит обратить особое внимание. Выше же представлены совокупные объемы бочек, использующихся под тот или иной продукт.

Прогноз рынка

К 2010 году объем совокупного внутреннего потребления тары, включая повторное потребление, и тару, отправляемую на экспорт, увеличится для металлических бочек до 6860 тыс. шт., по пластиковым бочкам – до 610 тыс. шт., по IBC-контейнерам – до 82,5 тыс. шт. При этом потребление новой тары составит 4660 тыс. шт. металлических бочек, 340 тыс. шт. пластиковых бочек в пересчете на 200 литров и 24,5 тыс. шт. IBC-контейнеров. Возрастет экспорт металлических и пластиковых бочек, будет организовано еще два производства IBC-контейнеров (уже в 2007 году) в России.


Познакомиться с текущей ситуацией и прогнозом развития рынка тары для промышленных грузов - с оценками объемов спроса на отдельные виды тары, потенциал их замещения другой тарой, структурой выпуска химической продукции, объемами и направлениями экспорта химикатов, - Вы можете в отчете маркетингового исследования Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок тары для промышленных грузов в России».

 

Об авторе:
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов.
• Маркетинговые исследования
• Технико-экономическое обоснование
• Бизнес-планирование

 


Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
www.akpr.ru