МОЖНО ЛИ ПРОИЗВОДИТЬ ДЕТСКИЕ КОЛЯСКИ В РОССИИ? |
Производство колясок, как и других товаров народного потребления, для таких предприятий было сопутствующим, что не могло не сказаться на качестве. |
Это в какой-то степени определило тенденции: как в доперестроечный период, так и на данный момент значительную часть рынка занимают импортные детские коляски. В 90-е годы российские компании отказались от производства колясок, и рынок практически полностью был захвачен зарубежными компаниями. В начале 2000-х годов открылось несколько предприятий по производству детских колясок на территории России, однако к настоящему времени они сумели отыграть у западных компаний лишь ничтожную долю рынка – импорт на рынке детских колясок остается на уровне 95-98%. Основными поставщиками из-за рубежа остаются китайские – 70-80% рынка – и польские производители. В России производством детских колясок занимаются несколько компаний, в числе которых ООО «Little Trek» (Мытищи), «СТЕКУРАЛ» (Екатеринбург), «Апекс» (Дубна), «Воткинская промышленная компания» (Воткинск). Компания «Little Trek» появилась на рынке детских колясок совсем недавно – в 2002 году, и довольно быстрыми темпами захватила около 20% сегмента рынка, занимаемого российскими производителями. В кризисные времена – 2009 год – компания понесла серьезные убытки, производство пришлось сократить больше, чем в два раза. В 2010 году компания планирует увеличить количество выпускаемой продукции в полтора раза по сравнению с прошлым годом и выйти на докризисный уровень производства уже в 2011. В отличие от остальных компаний, «Апекс» в кризисный 2009 год не только не снизила темпов производства, но и увеличила их – на 8%, что позволило выйти ей на первое место. Доля компании «Апекс» составляет 60% от всех производимых российскими компаниями детских колясок. Предприятие было организовано более 50 лет назад и на данном этапе, помимо детских колясок различных типов, производит и другие товары: манежи, качели, кресла и пр. Компания «СТЕКУРАЛ» также производит не только детские коляски, но и другие детские товары. В 2009 году из-за кризиса предприятию пришлось сократить выпуск детских колясок почти вдвое, причем радужных перспектив специалисты «СТЕКУРАЛа» в ближайшее время не наблюдают: по их мнению, окончания кризиса стоит ожидать не раньше 2012 года, и импорт по-прежнему будет составлять более 90% рынка. В 2003 году руководителями «Воткинской промышленной компании» было принято решение возродить производство колясок, запущенное на базе ГПО «Воткинский машиностроительный завод» еще в 1963 году. Так в компании было организовано бизнес-направление «Детские товары». Сейчас, однако, «Воткинская промышленная компания» полностью остановила производство детских колясок в нашей стране, и все коляски, поступающие на российский рынок сбыта под маркой этой компании, импортированы из-за рубежа. Производство детских колясок, организованное в нашей стране, является сборным. Комплектующие для колясок импортируются в основном из Китая и Польши, однако, некоторые детали все-таки производятся производителями самостоятельно. На вопрос об организации полного цикла производства детских колясок на территории России представители всех компаний дали однозначный ответ: на данный момент это невозможно. Основной причиной такого положения дел является то, что производимый товар будет попросту неконкурентоспособным. По этой причине как раз и было закрыто производство детских колясок на «Воткинской промышленной компании», сообщает нам ее представитель. Во-первых, российским копаниям сложно конкурировать с западными по качеству производимого товара, так как традиционно в России это производство ориентировано в первую очередь на удобство. На рынке же спросом начинают все больше и больше пользоваться модели детских колясок, внешняя красота которых выдвигается на первый план, в ущерб удобству. Таким образом, российские компании начинают терять своих потребителей и единственная возможность конкуренции с импортом, по словам представителя компании «Little Trek», в близости к потребителю и рынкам сбыта. По цене – а большинство российских компаний нацелено на так называемый средний сегмент рынка – конкурировать не менее сложно. Зарубежные компании производят детские коляски по более низким ценам, да и в несколько раз быстрее. В качестве примера можно привести попытку сотрудничества компании «Little Trek» и «Воткинской промышленной компании». Компания «Little Trek» сделала заказ у «Воткинской промышленной компании» на самые простые шасси для колясок, после чего, по прошествии некоторого времени, заказала польским производителям спроектировать новую модель детской коляски. По словам сотрудника «Little Trek», польская компания быстрее справилась со своим более трудоемким заданием. Организовывать свое производство комплектующих на территории России не имеет смысла. Во-первых, традиционно сложилось, что, например, пластиковые детали, а также текстильный материал принято закупать у сторонних производителей. В нашей стране ни одно предприятие их не производит, а производить самостоятельно оказывается попросту нерентабельно: спрос на детские коляски, хотя и держится практически постоянным, достаточно невысок – в пределах нескольких тысяч, - а производить пластиковые комплектующие в таких количествах слишком дорого. Что касается реализации производимого продукта, то большая часть поступает от производителя к покупателю через мелкие несетевые магазины – около 60% всех детских колясок. Сети магазинов детских товаров, такие как «Кораблик», «Карусель», сеть магазинов «Детский мир» и другие, также участвуют в системах сбыта. У производителей, в основном, нет никаких претензий к большим торговым сетям, однако, некоторые производители – например, компания «Little Trek» - заявляют, что их работа с сетевыми магазинами на данный момент прекращена, и все производимые коляски реализуются через мелкие несетевые магазины. Причина заключается в том, что сетевые магазины выставляют довольно жесткие требования к производителям, пытаясь обеспечить себе стопроцентную рентабельность. Рынок же, не может её обеспечить: спрос на детские коляски напрямую зависит от рождаемости в стране и на данный момент остается практически постоянным. Другой возможный путь сбыта проходит через интернет-магазины. В интернет-магазинах коляски раскупаются охотнее, так как цены на них на 10-15% ниже. Это снижение цен объясняется тем, что у продавцов в этом случае отсутствуют затраты на аренду торговых помещений, продажа ведется напрямую со склада. С текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка детских колясок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков«Рынок детских колясок в России». Алексей Кашаев |