МНПЗ НЕ СМОЖЕТ РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ДИЗТОПЛИВО В МОСКВЕ


Столичные автозаправочные станции с будущего года могут остаться без дизельного топлива от Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ).


Имеющаяся на заводе установка гидроочистки дизеля устарела и не позволяет перейти на выпуск топлива стандарта Евро-4. При этом согласно решению мэра Москвы Юрия Лужкова с января 2011 года топливо более низкого качества нельзя будет реализовывать в городе. И все-таки модернизацию завода «Газпром нефть» решила начать с установки изомеризации, которую логично было бы отложить напоследок.

Вчера на Московском НПЗ было торжественно начато строительство установки изомеризации легкой нафты. Она будет производить компонент автобензина с октановым числом до 90,5 пункта, сообщила пресс-служба «Газпром нефти». Мощность установки составит 650 тыс. т в год, запуск намечен на 2012 год. Ее строительство — начало масштабной модернизации предприятия, которая продлится до 2020 года.

«Начало строительства установки изомеризации легкой нафты — значимый шаг в достижении одной из ключевых задач процесса модернизации Московского НПЗ — перехода к производству автобензинов классов 4 и 5», — сказал глава «Газпром нефти» Александр Дюков. Проект реконструкции и модернизации Московского НПЗ был одобрен правительством Москвы и руководством нефтяной компании в апреле 2009 года. На эти цели планируется потратить более 56 млрд руб.

Однако странно, что реконструкция МНПЗ началась именно с установки изомеризации, которая является установкой третьей стадии. Как сообщил РБК daily источник, близкий к заводу, на предприятии устаревшее и изношенное оборудование первых двух стадий — установка первичной перегонки нефти, каталитического крекинга, реформинга и гидроочистки. «Это все равно что, решив строить дом, начать с крыши», — отмечает собеседник. В первую очередь модернизации требует установка гидроочистки дизельного топлива, так как она не позволяет выпускать дизель стандарта Евро-4. Между тем согласно решению мэра Москвы Юрия Лужкова с 1 января 2011 года в столице нельзя будет реализовывать топливо ниже этого стандарта.

Таким образом, мажоритарный акционер МНПЗ — «Газпром нефть» — не сможет реализовывать произведенный на заводе дизель на своих московских АЗС, хотя это принесло бы ей максимально возможную прибыль. Этот вид топлива (его доля в московском регионе в пределах 50%) компании придется поставлять в другие российские регионы, где Евро-4 станет обязательным с 2012 года. Причем, чтобы успеть хотя бы к этому сроку, за модернизацию гидроочистки нужно браться уже сейчас, так как, по словам собеседника, на нее потребуется не менее двух лет. В противном случае для дизеля с МНПЗ останется только один путь — оптом на экспорт.

В «Газпром нефти» и на МНПЗ не стали комментировать состояние имеющегося оборудования на заводе и не смогли пояснить, почему модернизация началась именно с установки изомеризации. Примечательно, что в начале прошлого года подобную установку, только мощностью 800 тыс. т в год, компания начала строить на Омском НПЗ. Согласно генплану по модернизации ОНПЗ на 2010—2012 годы (есть в распоряжении РБК daily) потратить на нее планируется около 8 млрд руб. (порядка 300 млн долл.). Хотя, по оценкам экспертов, она стоит не более 150 млн долл. По данным РБК daily, установка изомеризации обошлась МНПЗ в 200 млн долл.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка дизельных топлив можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок дизельных топлив в России».

РБК daily