«АКРОН» О СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ


На пике сезона своим видением российского рынка, роли «Акрона» в обеспечении отечественных сельхозпроизводителей минудобрениями, оценкой перспектив компании и сбытовой сети «Агронова» поделился первый вице-президент Группы «Акрон» Владимир Куницкий.


– Владимир Яковлевич, как выглядят рыночные позиции «Акрона» на фоне основных конкурентов?

– В 2009 г. российские аграрии приобрели 2,003 млн т минеральных удобрений (в пересчете на питательное вещество). Объемы, предусмотренные на прошлый год «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг.» (2,2 млн т), были практически выполнены. Доля минеральных удобрений, отгруженных российскими предприятиями на внутренний рынок, составила 17,2% от объема их производства. Группа компаний «Акрон» поставила отечественным сельхозпроизводителям более 25% от собственного производства аммиачной селитры и азофоски. Это 15% от общего объема поставок минеральных удобрений на внутренний рынок.

– Когда продажи смогут вернуться на докризисный уровень?

– В минувшем году производство минеральных удобрений в России сократилось на 10,8% относительно уровня 2008 г. и составило 13,8 млн тонн. Однако увеличился спрос на более дешевые азотные удобрения. Они были востребованы на мировом рынке, что привело к росту их производства на 8,6%. В 2009 г. российской агрохимической промышленностью был достигнут рекордный показатель производст ва за последние 20 лет – 7,4 млн т в азоте.

Российские предприятия Группы «Акрон» в 2009 г. произвели 3,85 млн т минеральных удобрений, что является абсолютным рекордом за более чем 40-летнюю историю заводов в Великом Новгороде и Дорогобуже. Полностью восстановить продажи на докризисном уровне планируется к концу 2011–середине 2012 года.

– Насколько сильно за последнее время изменился внутренний рынок потребления минудобрений?

– Доля комплексных удобрений неуклонно росла. Тяжелое финансовое положение вновь заставило отечественных сельхозпроизводителей покупать более дешевое азотное удобрение. Так, если в 2008 г. структура поставок «Акрона» в соотношении аммиачная селитра/азофоска выглядела как 58% к 42%, то в минувшем году тренд более ощутимо сместился в сторону амселитры – на ее долю пришлось 65% продаж против 35% азофоски.

– Каковы итоги работы по поставкам удобрений на отечественный рынок в первом полугодии 2010 года?

– За первые шесть месяцев Группа компаний «Акрон» поставила более 436 тыс. т минеральных удобрений в физическом весе. Из них аммиачной селитры свыше 312 тыс. т, азофоски более 123 тыс. тонн.

– Какой прогноз вы можете дать на вторую половину года?

– Группа «Акрон» всегда ставит перед собой задачу максимально удовлетворить спрос на минеральные удобрения со стороны отечественных аграриев. В этом году мы будем стремиться вновь преодолеть рубеж в 1 млн т поставок на внутренний рынок, то есть вернуться к уровню 2007–2008 годов.

– Как отреагировала отрасль на пожелание премьер-министра России Владимира Путина, высказанноево время встречи с Председателем Координационного совета Группы «Акрон» Вячеславом Кантором, о поддержке аграриев пострадавших от засухи российских регионов?

– На заседании Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), в которую входит и «Акрон», состоявшемся в начале августа, было принято решение о поставке отечественному АПК основных видов удобрений по льготным ценам.

Почему применение удобрений актуально именно на фоне беспрецедентной засухи, случившейся этим летом? Их внесение – один из основных факторов увеличения урожайности сельхозкультур. В нынешнем году урожайность зерновых и технических культур из-за отсутствия осадков и аномально высоких температур ниже, чем в прошлом. Использование удобрений обеспечивает повышение засухоустойчивости растений.

– Кризис отразился на планах развития сбытовых предприятий?

– Безусловно. На каждом предприятии «Агроновы» пришлось кардинально пересмотреть все статьи затрат. Были скорректированы планы по развитию, определены срочные задачи, выполнение которых не требует отлагательств. По мере изменения ситуации в лучшую сторону все запланированные мероприятия по техническому развитию и модернизации производственно-сбытовых предприятий будут воплощены в жизнь.

– В чем вы видите резервы повышения эффективности сбытовой политики?

– Прежде всего, в постоянном наращивании клиентской базы и расширении географии продаж минеральных удобрений. В 2010 г. были заключены соглашения с администрациями ряда регионов о прямых поставках местным сельхозпроизводителям.
Необходимо также повысить эффективность работы самой сбытовой сети, для чего требуется активизировать деятельность по снижению издержек, повышению производительности работы сбытовых предприятий «Агроновы», оптимизации используемых трудовых ресурсов, модернизации имеющегося оборудования. Одним из ключевых факторов повышения эффективности сбытовой политики в скором времени станет наличие собственных баз, обладающих всеми необходимыми лицензиями на погрузо-разгрузочную деятельность и работу с химическими веществами. Это значит, что у Группы «Акрон», располагающей разветвленной сетью региональных представительств и сбытовых предприятий, есть определенные преимущества на ключевом для нас российском рынке.

Подробнее с текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка минеральных удобрений можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок минеральных удобрений в России».

Беседу вел Алексей Свириденков

«Химик»
Газета группы «Акрон»