«АКРОН» О СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ |
На пике сезона своим видением российского рынка, роли «Акрона» в обеспечении отечественных сельхозпроизводителей минудобрениями, оценкой перспектив компании и сбытовой сети «Агронова» поделился первый вице-президент Группы «Акрон» Владимир Куницкий. |
– Владимир Яковлевич, как выглядят рыночные позиции «Акрона» на фоне основных конкурентов? – В 2009 г. российские аграрии приобрели 2,003 млн т минеральных удобрений (в пересчете на питательное вещество). Объемы, предусмотренные на прошлый год «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг.» (2,2 млн т), были практически выполнены. Доля минеральных удобрений, отгруженных российскими предприятиями на внутренний рынок, составила 17,2% от объема их производства. Группа компаний «Акрон» поставила отечественным сельхозпроизводителям более 25% от собственного производства аммиачной селитры и азофоски. Это 15% от общего объема поставок минеральных удобрений на внутренний рынок. – Когда продажи смогут вернуться на докризисный уровень? – В минувшем году производство минеральных удобрений в России сократилось на 10,8% относительно уровня 2008 г. и составило 13,8 млн тонн. Однако увеличился спрос на более дешевые азотные удобрения. Они были востребованы на мировом рынке, что привело к росту их производства на 8,6%. В 2009 г. российской агрохимической промышленностью был достигнут рекордный показатель производст ва за последние 20 лет – 7,4 млн т в азоте. Российские предприятия Группы «Акрон» в 2009 г. произвели 3,85 млн т минеральных удобрений, что является абсолютным рекордом за более чем 40-летнюю историю заводов в Великом Новгороде и Дорогобуже. Полностью восстановить продажи на докризисном уровне планируется к концу 2011–середине 2012 года. – Насколько сильно за последнее время изменился внутренний рынок потребления минудобрений? – Доля комплексных удобрений неуклонно росла. Тяжелое финансовое положение вновь заставило отечественных сельхозпроизводителей покупать более дешевое азотное удобрение. Так, если в 2008 г. структура поставок «Акрона» в соотношении аммиачная селитра/азофоска выглядела как 58% к 42%, то в минувшем году тренд более ощутимо сместился в сторону амселитры – на ее долю пришлось 65% продаж против 35% азофоски. – Каковы итоги работы по поставкам удобрений на отечественный рынок в первом полугодии 2010 года? – За первые шесть месяцев Группа компаний «Акрон» поставила более 436 тыс. т минеральных удобрений в физическом весе. Из них аммиачной селитры свыше 312 тыс. т, азофоски более 123 тыс. тонн. – Какой прогноз вы можете дать на вторую половину года? – Группа «Акрон» всегда ставит перед собой задачу максимально удовлетворить спрос на минеральные удобрения со стороны отечественных аграриев. В этом году мы будем стремиться вновь преодолеть рубеж в 1 млн т поставок на внутренний рынок, то есть вернуться к уровню 2007–2008 годов. – Как отреагировала отрасль на пожелание премьер-министра России Владимира Путина, высказанноево время встречи с Председателем Координационного совета Группы «Акрон» Вячеславом Кантором, о поддержке аграриев пострадавших от засухи российских регионов? – На заседании Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), в которую входит и «Акрон», состоявшемся в начале августа, было принято решение о поставке отечественному АПК основных видов удобрений по льготным ценам. Почему применение удобрений актуально именно на фоне беспрецедентной засухи, случившейся этим летом? Их внесение – один из основных факторов увеличения урожайности сельхозкультур. В нынешнем году урожайность зерновых и технических культур из-за отсутствия осадков и аномально высоких температур ниже, чем в прошлом. Использование удобрений обеспечивает повышение засухоустойчивости растений. – Кризис отразился на планах развития сбытовых предприятий? – Безусловно. На каждом предприятии «Агроновы» пришлось кардинально пересмотреть все статьи затрат. Были скорректированы планы по развитию, определены срочные задачи, выполнение которых не требует отлагательств. По мере изменения ситуации в лучшую сторону все запланированные мероприятия по техническому развитию и модернизации производственно-сбытовых предприятий будут воплощены в жизнь. – В чем вы видите резервы повышения эффективности сбытовой политики? – Прежде всего, в постоянном наращивании клиентской базы и расширении географии продаж минеральных удобрений. В 2010 г. были заключены соглашения с администрациями ряда регионов о прямых поставках местным сельхозпроизводителям. Подробнее с текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка минеральных удобрений можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок минеральных удобрений в России». Беседу вел Алексей Свириденков «Химик» |