ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПЛАНЫ «МОСКОВСКОГО НПЗ»


Интервью генерального директора ОАО «Московский НПЗ» Ильдуса Сарварова журналу «Газпром».


– Ильдус Ирекович, чем минувший год знаменателен для вашего предприятия?

– Для Московского НПЗ это был непростой, но неплохой год. Завод переработал более 10 млн т сырой нефти, поставки которой на предприятие осуществлялись тремя поставщиками.

Косметические мероприятия

– Каких-то глобальных проектов на заводе реализовано не было, но ряд проведенных мероприятий позволил повысить эффективность работы и улучшить производственные показатели. В частности, на предприятии внедрены технологии выпуска реактивного топлива и мазута с пониженным содержанием сероводорода и меркаптанов, сливная железнодорожная эстакада перепрофилирована в сливо-наливную с системой герметизации налива и узлом рекуперации паров, изменена структура идущего на собственные нужды завода жидкого топлива. Определенные операции по усовершенствованию действующего оборудования были проведены в ходе ремонта технологических установок первичной переработки нефти (ЭЛОУ-2 и АВТ-3), а также риформинга (Л-35-11/300) и гидроочистки (Л-24/5). Свою роль сыграла и работа по оптимизации технологических процессов.

В результате глубина переработки нефти выросла до более чем 70%, а отбор светлых нефтепродуктов превысил 58%. Кстати, этот второй показатель стал лучшим за последние пять лет. И это несмотря на снижающееся качество поставляемого сырья, доля светлых фракций в котором постепенно сокращается. Также отмечу, что рост производства высокооктановых бензинов составил за прошлый год почти 19,5%, а дизельного топлива с низким содержанием серы (до 0,035%) – 11,5%.

Преимущества и недостатки

– С точки зрения технологических процессов Московский НПЗ достаточно хорошо сбалансирован и сегодня по оснащенности установками находится на очень неплохом уровне. Кроме того, предприятие крайне удачно скомпоновано. Например, если взять Омский НПЗ, то его мощности располагаются на весьма протяженной территории, занимающей не один километр. Поэтому транспортировка продукции по внутризаводской трубопроводной системе в резервуарный парк или перекачка между установками с дополнительным подогревом – всё это требует определенных затрат. Объекты же Московского НПЗ размещены очень компактно, и, соответственно, операционные затраты здесь должны быть ниже по определению. Другое дело, что существующие мощности предприятия устарели морально и физически изношены.

Последние 15 лет завод функционировал фактически в режиме поддержания оборудования в рабочем состоянии, то есть вложения в предприятие многие годы не превышали уровня амортизационных отчислений. Ситуация эта изменилась только в прошлом году – с увеличением доли «Газпром нефти» в акционерном капитале. Московский завод наконец получил мощный импульс к развитию. Была принята программа реконструкции и модернизации предприятия до 2015-го, осуществление первого этапа которой началось уже в прошлом году. В результате капитальные вложения в проекты замены морально устаревшего оборудования достигли 942 млн рублей, а финансирование мероприятий программы развития превысило 345 млн рублей. И это только начало.

– Что входит в планы реконструкции и модернизации Московского НПЗ?

– Программа разделена на три этапа. Первый рассчитан до 2012 года, главная его цель – обеспечить выпуск моторного топлива, соответствующего нормам Евро-4. Второй, в ходе реализации которого мы получим возможность производить нефтепродукты класса Евро-5, – до 2015-го. Третий будет направлен главным образом на увеличение глубины переработки – его предполагается завершить в 2020 году.

Старт модернизации

– На сегодняшний день все предприятия отечественной нефтеперерабатывающей отрасли работают над повышением качества моторных топлив. Московский НПЗ не является исключением. Даже наоборот, близость к одному из самых емких и перспективных рынков сбыта нефтепродуктов – столичному – определяет необходимость в максимально сжатые сроки решить этот вопрос. И, конечно, достичь улучшения операционных затрат. Это позволит нам сохранить лидирующие позиции на рынке. Поэтому мы сразу же приступили к реализации программы развития предприятия.

На первом этапе планируется осуществить реконструкцию действующих установок гидроочистки дизельного топлива ЛЧ-24/2000 (с увеличением мощности по сырью до 2 млн т в год и повышением качества выпускаемой продукции), производства битума и получения серы. Одновременно с этим будут строиться новые установки изомеризации легкой нафты и гидрооблагораживания бензина каталитического крекинга, а также закрытые механические очистные сооружения. Все эти проекты находятся сейчас в стадии реализации. Так, по процессам изомеризации и гидрооблагораживания выбраны лицензиары – американская UOP и французская AXENS соответственно. Определен генеральный проектировщик – институт ВНИПИнефть. К этим проектам привлечен и ряд других отечественных организаций. Идет базовое проектирование, начинаются тендеры на поставку оборудования.

Подготовлен контракт с французской фирмой Air Liquide на поставку двух генераторов азота для ЛЧ-24/2000. Заключен договор с Институтом нефтехимпереработки Республики Башкортостан на разработку проектной и рабочей документации для реконструкции этой установки. Ведется выбор комплексной поставки системы герметичного налива. По результатам тендера заключен контракт с ОАО «Гипрогазоочистка» на подготовку необходимых документов для реконструкции блоков по производству и наливу жидкой серы в железнодорожные цистерны. Сейчас в рамках данного проекта проходит работа по размещению заказа на поставку оборудования. Поставщиком технологии и оборудования для строительства новых очистных сооружений выбрана американская фирма Petreco.

Нашими партнерами по реализации инвестиционной программы являются многие отечественные и зарубежные фирмы, такие как ВНИПИнефть, «Башгипронефтехим», Air Liquide, UOP и многие другие подрядные организации, а также ряд машиностроительных и металлургических компаний.

– Сколько средств предполагается вложить в реализацию первого этапа программы?

– В общей сложности – свыше 11 млрд рублей, причем утвержденные вложения на текущий год составляют порядка 5 млрд рублей. Значительная часть инвестиций, более 1 млрд рублей, должна пойти на проведение проектно-изыскательских работ. Это касается как тех объектов, о которых уже говорилось, так и перспективных проектов. Порядка 1,2 млрд рублей предполагается направить на замену морально устаревшего оборудования.

Перспективные проекты

– Именно сейчас перед нами поставлена задача реализовать масштабную программу мероприятий, чтобы впоследствии завод мог перейти к увеличенному межремонтному пробегу. Сегодня он составляет два года, в ближайшей перспективе достигнет четырех, а затем и шести-восьми лет. Программа включает ряд основных параметров работы предприятия: персонал, качество, затраты. К наивысшему показателю мы ставим себе задачу перейти в течение ближайших пяти-семи лет.

Впрочем, это вопрос не только увеличения межремонтного пробега, но и технологических потерь, производительности труда, автоматизации процессов и целого ряда других направлений. Нам нужно наращивать не только производственные показатели, но и оптимизировать затраты на каждую тонну перерабатываемого сырья. Это приоритетные задачи. По итогам реализации программы развития мы рассчитываем обеспечить, помимо качества моторного топлива на уровне Евро-5, глубину переработки сырья в пределах не менее 90% и выход светлых нефтепродуктов в районе 76%. Лучшие показатели сегодня для европейских НПЗ в Европе по безвозвратным потерям – 0,5 и 0,6. У нас, в Москве, пока 0,82. Поэтому задача на ближайшую перспективу – достичь показателя 0,73. Сделать это без организационных, а главное, без технических мероприятий – невозможно.

– Какие проекты планируется осуществить на втором и третьем этапах?

– Запланированы проекты строительства новых установок гидрооблагораживания дизельного топлива, алкилирования, каталитического риформинга, а также сооружения комплекса гидрокрекинга гудрона. Кроме того, предполагается провести реконструкцию действующей установки каталитического крекинга Г-43-107.

– Возможность увеличения мощности Московского НПЗ рассматривается в рамках программы модернизации?

– Перед нами стоит задача актуализировать мастер-план развития завода с доведением его до проектной мощности 12,5 млн т нефти в год.

– Во сколько могут обойтись все запланированные проекты?

– По существующим оценкам, инвестиции в реконструкцию и модернизацию завода до 2020 года могут составить порядка 66,3 млрд рублей. Это примерные данные на сегодняшний день. Однако надо сказать, что это пока экспертная оценка. Скажем, такие дорогостоящие процессы, как гидрокрекинг или каталитический крекинг, оцениваются сегодня в пределах 400–600 млн долларов. Но даже через год ситуация может существенно измениться. Кроме того, многое будет зависеть и от технических показателей – в частности, от производительности выбранной установки.

– Что делается на заводе для повышения эффективности и снижения затрат?

– Наверное, не секрет, что именно «Газпром нефть» является инициатором изменений и на этом направлении.

Сокращение затрат

– Компания выступила с идеей разработки здесь долгосрочной программы. Она станет комплексной и ляжет в основу при формировании нашего бизнес-плана на 2011 год. В нее войдут мероприятия по тепло- и энергосбережению, по снижению расхода сырья и вспомогательных материалов, выводу на аутсорсинг вспомогательных цехов. Отдельные проекты этого направления уже находятся в стадии реализации. По нашим ожиданиям, суммарный годовой эффект от выполнения данных технико-технологических мероприятий составит в нынешнем году около 100 млн рублей.

– Что именно планируется сделать?

– Ну, например, мы предполагаем использовать природный газ в качестве топлива на установке получения водорода, восстановить тепловую изоляцию на внешних трассах, заменить силовые трансформаторы и лампы накаливания на энергосберегающие, перейти на использование отечественных аналогов импортных присадок, поставить более эффективные системы смешения нефтепродуктов и т. д. Благодаря намеченным мероприятиям мы ожидаем существенного снижения удельной энергоемкости, расхода электро- и теплоэнергии.

Также нужно отметить, что «Газпром нефть» определила для нас стратегического партнера по реализации мероприятий по повышению эффективности и снижению затрат – это компания McKinsey. Пилотный проект и старт соответствующей программы начнутся с Омского НПЗ. Мы подготовили рабочую группу, которая будет участвовать во внедрении новых технологий на омской площадке.

– Специалисты Московского НПЗ будут готовы к этому?

– Несомненно. Кстати, вопрос подготовки кадров – один из важнейших для завода.

Кадры

– Сегодня он тоже выносится на другой уровень, его решение для нас является приоритетной задачей. Нам требуются высокопрофессиональные специалисты: операторы установок, инженерно-технические работники, служба капитального строительства. На их обучение необходимо выделять значительные средства. Это хорошо понимают в «Газпром нефти», инициативы которой поддерживают все акционеры Московского НПЗ. Мы подготовили соответствующую программу, которая, надеюсь, будет развиваться и в будущем. Предприятие плотно взаимодействует с отечественными профильными институтами, которые выпускают специалистов для нефтеперерабатывающей отрасли – Российским государственным университетом нефти и газа имени И. М. Губкина, Уфимским нефтяным техническим университетом, Тюменским нефтегазовым университетом. Руководство этих вузов понимает наши проблемы и готово увеличить количество абитуриентов, специализирующихся по нашей теме. Впрочем, это лишь одна из составляющих, касающихся подготовки нашего персонала. Вторая по значимости – повышение квалификации уже действующих сотрудников Московского НПЗ.

Кроме того, мы внимательно относимся и к подготовке персонала наших партнеров. Это проектные институты, монтажные организации, с которыми мы работаем по договорам об оказании услуг. На мой взгляд, выбирая партнеров, мы должны четко отслеживать уровень их квалификации. С лучшими нам и нужно заключать стратегические соглашения. Потому что (впрочем, это мое личное мнение) разовые подходы – сегодня один партнер, завтра – другой, не дают уверенности в будущем.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России».

Беседу вел Денис Кириллов
Журнал "Газпром"