ПОЧЕМУ В УКРАИНЕ ОТСУТСТВУЕТ ПРОИЗВОДСТВО БИОЭТАНОЛА? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пережив два нефтяных кризиса в прошлом столетии, мировое сообщество начало активные поиски альтернативных видов топлива, в частности биологических видов топлив на основе возобновляемого сырья. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
После длительных исследований и внедрения биотоплива в производство стало четко понятно, что биотопливо не в состоянии в полной мере заменить нефть, однако факт уменьшения ее использования является безоговорочным. На мировом уровне существуют определенные противоречия между основными игроками на рынке моторных топлив - нефтеперерабатывающими компаниями и производителями биологических топлив, которые являются основными конкурентами за прибыль. Процесс поглощения начался в 2008 году с покупки компанией Valero Energy Co, одной из крупнейших нефтеперерабатывающих компаний США (15 НПЗ), семи заводов этанола компании Vera Sun Energy за $ 477 млн. Операции с нефтью можно отнести к специфическому сектору мировой экономики, где основным фактором являются не столько рыночные рычаги, сколько политические решения на государственном или международном уровнях. Поэтому вопрос замены нефти на биотопливо, как показал опыт стран ЕС, Бразилии и США и др., является вполне политическим вопросом, решение которого зависит от государственной политики и объема преференций для данного сектора экономики. В Европе, как впрочем, и в других странах, нет преференций для биотоплива, а существует только мандат, причём его сила с 1 января 2011 года распространяется на всё пространство Сообщества. Такие мандаты существуют на Филиппинах, в Индии, Японии и др. На преференциях работают только США, да и то ожидается, что в ноябре текущуго года они будут существенно понижены, а в ноябре следующего года и вовсе прекратят существование. В мире существуют обязательные нормы по использованию биотоплива, за невыполнение которых правительство штрафует компании. Потребности мировой экономики в сырой нефти возрастут в 2010 году по сравнению с прошлым годом на 1,05 млн. баррелей в день и составят в среднем - 85,51 млн. баррелей (11.714 млн. тонн) в день, об этом сообщает в своем ежемесячном докладе ОПЕК. Мировое потребление нефти в 2009 году составляло 3903.0 млн. тонн. Увеличение потребления нефти, мировые экологические проблемы требуют увеличения производства биотоплива. Крупнейшим потребителем нефти в мире являются США, потребление в 2009 году составляло 18.771 млн. баррелей в день. Согласно информации «Energy Charter Secretariat (2007)» одно только Министерство обороны США в день потребляет 400 тысяч баррелей нефти. Примечание: потребление нефти в Польше - 450000 баррелей в день. Для этого, чтобы понять, почему в Украине не производится биоэтанол, нужно сделать экономический анализ условий производства и потребления этанола в США и Европы, а уже потом приведены расчеты сравнить с украинским бензином и биоэтанолом. 2. Биоэтанол и бензин в мире. Конкретным примером взвешенной государственной политики в отношении потребления биоэтанола в последние годы являются США. Энергетическая цель президента США - за 10 лет сократить потребление нефти на 4 млн барр. в день, то есть на объем, который сейчас импортируется с Ближнего Востока и Венесуэлы. Нефть занимает около 40% в топливно-энергетическом балансе США. За счет собственной добычи удовлетворяется около 38.6% суммарного потребления нефти. США с объемом более 40 млрд. литров (31.85 млн. тонн) является крупнейшим производителем биоэтанола в мире. Современный рынок биоэтанола США находится в состоянии неопределенности, основными факторами которой являются: 1) сомнительная политика в области биоэтанола (отказ от Е15, налога на импорт и субсидий на производство биоэтанола); Однако говорить об окончании американской эры биоэтанола пока рано, но и ожидать позитивных тенденций в ближайшей перспективе вряд ли придется. Администрация Президента США не только не настаивает на сохранении ввозных пошлин, но и противиться им. Настаивает оппозиционная партия, которая в Конгрессе зарегистрировала (законопроект), предусматривающий продление текущих субсидий на производство этанола сроком на 1 год с сокращением дотаций на 20% до 35 ¢pg, но его принятие на сессии, которая состоится 15 ноября текущего года, ставится под большие сомнения. Так в настоящее время, пошлина составляет - $ 0.54 за галлон ($ 0.14 литр), то есть, импортный этанол заплатив пошлину, может эффективно конкурировать на рынке США (см. табл.1). Согласно HS 2207 европейские таможенные пошлины на ввоз этанола составляют: 19.2 euro/hl на не денатурированный этанол и 10.2 euro/hl на денатурированный этанол (качество товара согласно EN 15376). Себестоимость бразильского обезвоженого этанола около $ 0,4 за литр, делает его использование экономически выгодным в Бразилии, ведь цена бензина там составляет - $ 1.7 за литр, при цене литра этанола - $ 0.71. Примечание: Бразильская этанольная отрасль очень отличается от этанольной индустрии США и Европы, и не только за счёт использования различного сырья. В Бразилии производится и продаётся потребителям 2 вида этанола – обезвоженный и гидратный (не обезвоженный) этанол. Обезвоженный этанол содержит приблизительно 0.5% воды в объёмном измерении и смешивается с бензинами для топливного использования. Гидратный этанол имеет 5% содержание воды. В 1984 году более 94% авто могли сжигать только обезвоженный этанол. В 2003 году на рынке Бразилии были представлены FFV средства, способные ездить на Е100, бензине и на любой из этих двух видов смемей. В последнем маркетинговом сезоне 66% этанола, произведенного в Бразилии, не обезвоживалось, что связано со спросом на рынке транспортных средств Бразилии. Мировые нефтяные компании при применении этанола преследуют свои интересы, по этому и государственная поддержка в его использовании просто необходима. Кстати, специалисты Exxon Mobil заявили, что целесообразным производство биотоплива может стать, только при цене нефти - 70 долларов за баррель (для стран ЕС - 80 долларов за баррель). Кстати, данные бразильских аналитиков, а также расчеты авторов совпадают - топливный этанол становится рентабельным тогда, когда стоимость нефти составляет выше - $ 30 за баррель (это соответствует только ценовой политике в Бразилии). Стоимость бензина и биоэтанола в странах мира приведены в таблице 1. Самый дешевый этанол в мире имеют США (благодаря государственным субсидиям), а самый дорогой - в Роттердаме, и, к сожалению, в Украине. Кроме этого в США еще и дешевый бензин, при том что мировая цена нефти везде одинакова и на 16 октября 2010 составляет: Лондон - $ 84.53 bbl, Нью - Йорк - $ 82.69 bbl.
Таблица 1
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Топливный этанол (Fuels Ethanol) - наиболее емкий продукт, который добавляется к бензину, в 2009 году составил - 6.0% от мирового потребления бензина. Мировое производство биоэтанола в 2009 году составило около 74.0 млрд. литров (58.65 млн. тонн). Согласно информации из www.worldbioplats.com сегодня в мире насчитывается - 575 заводов по производству этанола, общей производительностью - 80.631 млн. тонн. Основное сырье, для производства этанола - сахарный тростник, кукуруза, сахарная свекла, пшеница, кассава (тапиока) и др.. Крупнейшие производители этанола в мире: США - 54.3%, Бразилия - 33.7%, страны ЕС - 5%, Китай - 2.8% и Канада - 1.8%. (См. табл.2). Таблица 2
Примечание: mgpy - млн. галлонов в год
а) удельной теплоты сгорания этанола (76,330 btu/gal for ethanol) - 27 МДж/кг, бензина (116,090 btu/gal for gasoline) - 46 МДж/кг.; Потребление бензина и биоэтанола в мире (млн. тонн): Таблица 3
Важным экономическим показателем, в соотношении: биоэтанол - МТВЕ - нефть есть расчет, сделанный американским EIA в 2001 году. Этот показатель - исследование проблемы замены в США MTBE на биоэтанол (2006г.). В США замену МТВЕ на биоэтанол было реализовано во исполнение Закона S.2962. Расчеты ЕIA показывают, что для замены 10 баррелей MTBE нужно 9 баррелей этанола. Производство MTBE в США в 2005 году составило в среднем 212 000 баррелей в день (10.55 млн. тонн в год). Таким образом, чтобы заменить - 212 000 баррелей в день MTBE в США нужно - 191 000 баррелей в день этанола. Замена МТВЕ на этанол в США дала прирост потребления этанола на - 9.5 млн. тонн ежегодно. Этанол в количестве 191 000 баррелей в день обеспечивает энергию примерно уровне 115 000 баррелей в день нефти. На рис.1 изображены диаграммы мирового потребления биоэтанола и МТВЕ в странах мира в 2008 г. Источник: www.sriconsulting.com
Страны ЕС в 2009 году произвели около 2.5 млн. тонн ЕТВЕ, в т.ч. Франция - 770 тыс. тонн, Испания и Германия - по 400 тыс. тонн каждая, импорт ЕТВЕ составил - более 300 тыс. тонн. Страны ЕС достигли «политической сделки» и приняли к исполнению Директиву 2009/28/ЕС об увеличении доли возобновляемых источников энергии в общей структуре энергопотребления в ЕС до 20% к 2020 году. То есть, в ЕС существуют реальные предпосылки к увеличению потребления ЕТВЕ, что также будет способствовать увеличению потребления биоэтанола, как составной ЕТВЕ. Согласно нашим прогнозам потребление ЕТВЕ в ЕС до 2015 составит более 3.0 млн. тонн, а соответственно уменьшаться потребление МТВЕ, при общем балансе потребления добавок к бензинам на 6.0 млн. тонн, что соответствует годовому потреблению бензина в ЕС 100 - 120 млн. тонн. Примечание: ЕТВЕ - этил-трет-бутиловый эфир, в кладе которого 50% биоэтанола; МТВЕ - метил-трет-бутиловый эфир, в составе которого 33% метилового спирта. Уменьшение потребления бензина в США, Европе, в т.ч. Германии в 2009 году, за счет потребления биоэтанола (млн. тонн в год): Таблица 4
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Потребление бензина и биоэтанола в странах ЕС (млн. тонн в год). Таблица 5
Источник: EU FAS Post. Страны ЕС-27 не выполняют директивы 200928/ЕС относительно потребления биоэтанола (см.табл.5), однако динамика потребления биоэтанола в Европе имеет ежегодный прирост. В таблице 6 приведены цифры потребления биоэтанола в Германии в 2009 году. Прирост потребления этанола в Германии составил +44% к 2008 году. Так называемый план «20-20-20» предусматривает также постепенный переход странами ЕС с 2013 года на систему продажи квот на выбросы СО. Потребление бензина и биоэтанола в Германии (млн. тонн): Таблица 6
Источник: www.bdbe.de Важным показателем при рыночных ценах на топливо является его себестоимость (см. табл.7 и табл.8). На примере США приведена структура затрат на производство литра бензина Regular (август, 2010 г.) Структура цены литра бензина в США составляет: сырье (сырая нефть) - 68%, переработка - 6%, дистрибуция и маркетинг - 12%, налоги - 15% (галлон = 3.785 литра). Для сравнения приведем структуру ценообразования литра бензина Super 95 - 10ppm в Германии (август, 2010г.) Цена литра бензина - $ 1.85, в том числе: себестоимость бензина - 27%, налог на нефть - 46.5%, НДС-18%, вклад обеспечения - 8.5%. В таблице 8 приведена себестоимость биоэтанола в США (август, 2010г.), которая составляет - $ 0.505 за литр, при цене литра биоэтанола $ 0.59 (см. табл.1). Учитывая технологию переработки кукурузы на заводах и поддержку правительства США, включая налоговые кредиты на бизнес (45 ¢ pg) - себестоимость литра биоэтанола составляет - $ 0.318. Примечание: ¢ pg - цент за галлон. Сравнительная таблица стоимости бензина и структура затрат в США и Германии (16 августа 2010) в $ за литр: Таблица 7
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 8. Себестоимость биоэтанола в США.
Анализ показателей себестоимости этанола, что приведенный в табл.9 предоставляет полную информацию относительно ценовой политики на этанол в мире. В Бразилии этанольная отрасль получив государственную политику, огромные финансовые ресурсы, а также учитывая конкурентоспособность - имеет все шансы на мировое доминирование. Главным показателем в структуре себестоимости этанола является сырье, в Бразилии сахарный тростник и составляет - 67.7% в себестоимости этанола, и вне конкуренции с кукурузой США, пшеницей и сахарной свеклой Германии.
Приведенный экономический анализ, касающейся рынка бензина и биоэтанола в мире показывает: Вывод: В ЕС проблема биотоплива вообще, и биоэтанола в частности, лежит в русле главной стратегии европейцев - сохранении экологии и борьбы с глобальным потеплением планеты, в значительной степени базируется на отказе от нефти и переходе на новые возобновляемые виды топлива. Для США, Бразилии и стран ЕС потребление биоэтанола есть экономически выгодным. В США правительственная поддержка (45 ¢ pg) - предоставляется производителям биоэтанола, в понимании Украины - это спиртозаводам. В странах ЕС - за счет дифференцированных акцизных налогов, в соответствии с качеством бензина и дизеля - нефтеперерабатывающим заводам Кроме этого - потребление топливного этанола позволяет уменьшать выбросы СО в атмосферу, а следовательно открывает возможности льгот, предусмотренных Киотским протоколом. 3. Украинские реалии бензина и биоэтанола. Производство биологических видов топлива (биоэтанол, ЕТВЕ, биодизель, и др.) является приоритетным направлением в мировой нефтепереработке. Украина, к сожалению, значительно отстает в этой области от стран ЕС и США. Основными причинами этого являются: Вот уже на протяжении десяти лет в Украине действуют государственные программы "Этанол", ряд других программ, законов Украины, по стимулированию развития рынка биотоплива, а реального производства биотоплива, в том числе биоэтанола в государстве нет. Спрашивается - почему? Вывод напрашивается сам собой: украинская власть не заинтересована в развитии указанного рынка. Ведь зачем принимать законы, когда они не работают. Зачем писать программы, которые никто не собирается выполнять. Власть на всех уровнях только говорит об энергетической безопасности страны. Пример таких государств как США, Бразилия, а также стран ЕС говорит о том, что биоэтанол занимает важное место в усилении энергетической безопасности этих стран. Попробуем разобраться в украинских этанольных проблемах. Авторами статьи в начале 2006 года были сделаны расчеты о том, что использование в Украине 5% биоэтанола и 15% ЕТВЕ (нормативно допустимые объемы), при годовом потреблении бензина в 5 млн. тонн, позволило бы сократить использование бензиновых компонентов нефтяного происхождения в среднем на 400 тыс. тонн. Использование 5% биодизеля позволило бы уменьшить использование дизельных компонентов на 300 тыс.тонн. Это в свою очередь позволило бы уменьшить использование российской нефти на - 1.7 млн. тонн в год, это при том, что годовая добыча нефти в Украине в 2005 году составил около 4 млн. тонн. По нашему мнению с принятием закона Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно стимулирования производства бензинов моторных смесевых» № 3502-IV от 23.02.2006 года - Украина смогла бы впервые начать реальное производство бензинов моторных с содержанием этанола. Положительным моментом в механизме внедрения закона была квота в количестве 500000 тонн бензинов с биоэтанолом. Квота была нужна для реального контроля за уплатой уменьшенного до 30 евро за тонну акцизного налога, отработке всех технологических процессов на НПЗ. Очень важным моментом было то, что по примеру Польши (НПЗ Едличе) - предлагалось такой проект осуществить на базе НПЗ «Галичина» (Дрогобыч). Приведем конкретный пример Европы, относительно инвестиций в нефтеперерабатывающие заводы и использования биоэтанола в Европе. Цитируем наше выступление в Кабинете Министров Украины (слушания по вопросам эффективного использования энергоресурсов 8.02. 2006): «В старой Европе более 100 НПЗ. В среднем в каждый завод инвестировано - 250 млн. долларов, за последние три года (1997 – 2000). Однако после смены правительства в 2006 году все наши усилия были сведены на нет, а закон Украины № 3502-IV, который по мнению технологов и аналитиков, был наиболее оптимальным для развития украинского рынка биоэтанола, так и не заработал. Один из авторов лично в 2002 - 2003 годах изучал опыт работы НПЗ Европы, в том числе Польши, относительно использования биоэтанола. Нужно понять, что рынок нефтепродуктов - это рынок нефтяников, где работают их правила игры. Ошибкой же украинской власти (2002 - 2006 г.г.), было то, что она все время хотела навязать тему биоэтанола НПЗ, чтобы угодить группе людей из спиртовой отрасли. Потом такая же участь постигла хорошую идею производства БИО -100 (этанол -85%). Автора этой разработки после начала промышленного производства БИО-100, просто «вытолкнули с темы», а как известно без автора - разработке не жить. Закон Украины от 21.05.09 № 1391-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно содействия производству и использованию биологических видов топлива» (действует с 1 января 2010), о котором было много разговоров, его принятия ожидало много предпринимателей - так и не создал условий для развития рынка биотоплива в Украине, кроме того определенные его позиции до сих пор не имеют механизмов действия. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Украинский рынок бензина за последние годы ощутимо изменился. Этот год должен стать последним для старого поколения бензина. А со следующего - 2011 года - Украина должна перейти на более качественный и экологически чистый класс бензина и дизельного топлива для автомобилей. Стандарт топлива Евро-4, который стал обязательным в Европе в 2005 году, выделяет вдвое меньше вредных выбросов, в частности монооксида углерода (СО), чем топливо стандарта Евро-2, который сейчас доминирует в Украине. Более того, с 2009 года страны ЕС уже перешли на следующую ступень - стандарт Евро-5 и готовятся к Евро-6. Однако похоже, что всеобщий переход с текущего стандарта Евро-2 на более новейшей Евро-4 - может быть отложено до 2013 года. Так как большая часть украинских НПЗ не успели подготовить свое производство до такого перехода и просят дополнительное время на модернизацию. Попробуем, хотя бы теоретически, провести расчеты для Украины, по примеру США (замена МТВЕ на этанол в 2006 г.), согласно Закону S.2962. За основу возьмем расчет агентства ЕIА, которое посчитало, что для замены 10 баррелей MTBE нужно 9 баррелей биоэтанола. То есть, для замены 200 000 тонн МТВЕ, которое НПЗ Украины используют для производства высокооктановых бензинов, потребуется 183500 тонн биоэтанола. Повторяем, что это лишь теоретические расчеты, в действительности НПЗ Украины еще долго будут использовать МТВЕ, при производстве бензина. Если сделать хотя бы теоретическую замену импортируемого в 2009 году российского МТВЕ на украинский биоэтанол, тогда объем последнего составил бы – 67000 тонн. Объемы российского импорта МТВЕ в Украину приведены в таблице 10. Объемы импорта российского МТВЕ в Украину в тоннах: Таблица 10
Источник: www.newchemistry.ru
Примечание: структура себестоимости цены бензина в США - www.eia.doe.gov, в Германии - www.mwv.de или себестоимость этанола в Германии доступны для читателя «Erzeugung von Bioethanol für den Kraftstoffsektor bzw ...» Thüringer Ministerium für Landwirtschaft, Naturschutz und Umwelt и др. В таблицах 11 и 12 приведены цены на бензин А-95, а также структура цены литра бензина А-95 в Украине в Германии, при цене нефти соответственно: Rebco-$ 81.8/bbl, Brent - $ 83.7/bbl. Расчет цены бензина Super 95 (Германия) проведено согласно данным www.mwv.de. Стоимость литра бензина в мире (12 октября 2010):
Как видно из табл.12, что цена литра бензина Super 95 в Германии примерно в два раза выше цены украинского бензина. Для сравнения в таблице 13 наводим калькуляцию бензина Е-10 (90% бензин +10% биоэтанол) в США и Бразилии. Почти при равной себестоимости бензина, налоги в Германии составляют - $ 1.12 за литр, что составляет -62.6% цены бензина, в Украине налоги составляют - $ 0.23 за литр, что равно - 24.2% цены. В Германии есть большая экономическая выгода от смешивания этанола с бензином, по сколько литр бензина Super 95 почти на $ 1.0 дороже биоэтанола. Кроме этого, в странах ЕС действуют дифференцированные ставки акциза по качеству нефтепродуктов. Известно, что присутствие кислорода, содержащегося в этаноле, или ЕТВЕ, способствует более полному сгоранию бензина в двигателе, а значит и уменьшает вредные выбросы в атмосферу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Калькуляция цены бензина Е-10 в США (Айова) и Бразилии (Сан-Паулу) в апреле 2010 года ($ за галлон):
Источник: U.S. ethanol price (USDA-AMS); Brazilian ethanol price (CEPEA); RBOB price (OPIS); Gasoline marketing, etc. (EIA)
Позже уже в 2008 - 2009 годах большую надежду возлагали на бензин БИО-100, в составе которого 85% биоэтанола. Однако компания из г.Черновцы имея большие амбиции, так и не сумела выработать качественный продукт, который хотя бы был похож на европейский Е85. Тема бензина подобного на Е85, так и не родившись, умерла в Украину. Уже в 2009 году концерн «Укрспирт» большие планы связывал с компанией «Техинсервис», которая на 8 спиртовых заводах установила импортное оборудование по абсолютированию спирта (99.4% - этанола). В планах «Укрспирта» было производство около 100000 тонн биоэтанола в год. К сожалению, это только осталось в планах, сейчас только два-три спиртзаводы производят КМТА (компонент моторного топлива ароматизированный), содержащий - 98% этанола. Если сегодня вести разговор о состоянии украинских производителей спирта, то ситуация здесь выглядит очень тревожной. По мнению аналитиков около - 50% спиртовых заводов Украины убыточные. Причины на это есть разные, но главная - это устаревшее оборудование, которое потребляет вдвое больше энергии, необходимой для получения пара, используемого для производства куб. метра спирта, чем аналогичные заводы в Европе. Вопросов к спиртовой отрасли больше, чем ответов. Кто сегодня способен:
Этанольное производство США по состоянию на 31 мая 2009:
Примечание: mgpy - млн. галлонов в год
Приведенный анализ банкротства этанольных компаний США, является важным для Украины, по сколько в государстве экономически выгодно строить новые заводы по производству биоэтанола, учитываю мировые тендеции в его развитии. Возможно нужно провести реконструкцию старых спиртзаводов, известными инжиниринговыми компаниями мира, для уменьшения использования пара при производстве спирта. Наконец нужно приватизировать спиртзаводы, которые будут производить биоэтанол, по скольку в государственные предприятия никто вкладывать средств не будет. Поэтому важным моментом является учитывание допущенных ошибок в США. К сожалению за последние годы в Украине не построено ни одного нового этанольного завода. Завод в Золотоноше (Корон-Агро), который планировали сдать в эксплуатацию в этом году, имеет Примечание: По мнению авторов внимания заслуживает проект нового завода в г.Чоп компании «Веткорн». Проект Веткорн представляет инновационный биотехнологический комплекс, использующий know‐how технологии, разработанные ведущими европейскими компаниями ТОР‐уровня. В настоящее время в мире работает 7 аналогичных заводов (5 в США + 2 в Европе), построенных в 2008‐2009 гг. Производительность завода: этанол 30 000 m3, сжиженный CO2 10.976 т. и др. Сравнительная таблица структуры затрат на производство биоэтанола в Германии и Украины (€ / 100 л) октябрь 2010 г.:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Структура затрат на производство биоэтанола в Германии и Украины (см. табл.15). Для производства 1 тонны биоэтанола нужно - 4.3 тонны патоки, или 3 тонны зерна. Цена тонны патоки в Украину - 820 - 850 грн ($ 103 -107). Цена тонны кукурузы-1850 грн ($ 232). Стоимость сырья (патока) в цене 1 тонны биоэтанола - $ 450, что составляет - 55% цены биоэтанола(табл.15). Цена украинского биоэтанола составляет сегодня - 6.8 грн. за литр ($ 0.85), что практически равно цене биоэтанола Т2 $0.85 за литр в Роттердаме. (Т2 –цена после оплаты импортной пошлины). По этому, через высокую цену, что связано в первую очередь с энергетическими затратами и сырьем, цена украинского биоэтанола является не конкурентной в Европе. 4. Выводы: По мнению экспертов ОПЕК будет происходить увеличение спроса на нефть в Китае, Индии, государствах Латинской Америки и Ближнего Востока. Соответственно прирост потребления сырой нефти повлечет увеличение потребления бензина в указанных странах, а это в свою очередь повлияет на увеличение использования биоэтанола в мире. Расчеты приведеные в таблице 3 (экономия нефти в результате применения биоэтанола) подтверждают его важную роль в топливном балансе стран мира. Применение биоэтанола, который производится из возобновляемого сырья, способствовало экономии в 2008 году - $ 4095.0 млн., а в 2009 году - $ 2834.0 млн. Примечание: экономия нефти в 2008 г. составила около 45.5 млн. тонн. 45.5 млн. тонн * $ 90.0 = $ 4095.0 млн. (средняя цена нефти марки WTI = $ 90.0/баррель) Экономия нефти в 2009 г. составила около 43.6 млн. тонн. 43.6 млн. тонн * $ 65.0 = $ 2834.0 млн. (средняя цена нефти марки WTI = $ 65.0/баррель) Увеличение потребления биоэтанола в 2009 году на 44% в Германии - подтверждает приведенные факты в статье, о том, что мировой рынок биоэтанола имеет прогрессивную динамику. Экономия нефти в мире от потребления биоэтанола составляет около 45 млн. тонн ежегодно. Примечание: потребление нефти в Украине в 2009 году - 12млн. тонн. Поэтому Украине, как энергетически зависимой стране, нужно как можно быстрее решить вопрос, по развитию отечественного производства биоэтанола, а для этого необходимо: 1) разработать реальную программу стимулирования производства и использования биоэтанола, в которой определить конкретные сроки и исполнителей. В программе нужно предусмотреть следующее: а) по примеру США установить правительственную поддержку производителям биоэтанола в размере - 0.5 грн. за литр ($0.063 за литр, что равно 24 ¢ pg); б) определить на первом этапе (определенный срок) квоту на биоэтанол, который будет использоваться для бензинов и иметь правительственную поддержку - 0.5 грн. за литр;в) способствовать спиртовым заводам (льготные кредиты), которые будут проводить реконструкцию для уменьшения потребления пара для изготовления биоэтанола;г) ввести дифференцированную ставку акцизного сбора на бензины, содержащие биоэтанол или ЕТВЕ (этил-трет-бутиловый эфир);д) эффективное использование Киотского протокола, по сколько потребления биоэтанола уменьшает использование бензина, по привлечению средств в этанольную отрасль. 2) законодательство Украины привести в соответствие с требованиями Директивы 2009/28/ЕС, как это делается в странах ЕС. Вагиф Мирзоев – кандидат химических наук (Азербайджан), Евгений Пущик – инженер (Украина). www.newchemistry.ru | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||