ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ЛАМПЫ: что мешает развитию рынка?


В российском Доме ООН состоялась конференция на тему "Энергоэффективность - освещение проблем и решений". Участники конференции говорили о необходимости продвижения проекта, направленного на преобразование рынка для продвижения энергоэффективного освещения.


По их мнению, сегодня в России не существует полноценного производства энергосберегающих ламп. Около 90% рынка занимает продукция трех мировых производителей: Osram, Philips и General Electric. Даже при относительно плавной замене ламп в 2014 году может возникнуть пиковый спрос на энергоэффективные лампы. "Главное - это поднять промышленность, которая делает эту высокую технологию, - отметил профессор МГУ им. Ломоносова Александр Юнович. - Имея такой научный задел, такие технические институты, как у нас, это возможно и необходимо. Если мы хотим у нас в стране сделать светодиодное освещение, нам прежде всего надо беспокоиться не о рынке, а о производстве, о массовом производстве светодиодов. Кое-что уже сделано "Роснано" и "Ростехнологиями", но это "кое-что" не будет идти хорошо, если не будет, с одной стороны, постоянного контроля и государственной программы диодной промышленности и светодиодного освещения. А также если не будет общественной поддержки".

Другие участники конференции не согласились, что нет необходимости в формировании рынка: "Я не совсем согласен с тем, что не надо говорить о рынке, а надо говорить о производстве, - подчеркнул руководитель направления по энергосберегающим программам компании Philips Сергей Боровков. - Конечно же, надо говорить о рынке, потому что любое производство стимулируется спросом, который существует на рынке. Для того чтобы рынок сформировался, для того чтобы спрос был, необходимо сделать так, чтобы этот рынок формировался изначально в цивилизованной манере. Одна из ключевых задач - это создание стандартов по светотехнике, которые сформируют рынок качественной светотехники, потому что любое энергосбережение достижимо только в одном случае - если источник света является качественным. Если источник света у вас через месяц перегорает - это не источник света, это затраты".

том, что развитие рыночной среды для эффективной светотехники без внутренней координации и создания своей промышленности будет только продвигать на наш рынок импортную продукцию и может задавить развитие отечественного производства.

"Рынок светодиодных ламп еще не дорос до 2-3%, - отметил руководитель направления "Лампы" компании "Космос" Игорь Образцов. - Поэтому сегодня надо обратить свое внимание на рынок энергосберегающих ламп. В ближайшее время рынок светодиодных ламп будет расти и развиваться, но низкими темпами. Основная причина - это цена. Рынок пока не готов покупать светодиодную лампу по той цене, по которой она сейчас может быть".

По расчетам экспертов, к 2025 году планируется удвоение потребления электричества по сравнению с 2007 годом. Сегодня 19% всего потребления электричества приходится на освещение. Освещение, по мнению экспертов, один из тех быстрых и возможных путей повышения энергоэффективности, который может быть у нас в стране.

С текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка люминисцентных ламп и светодиодов можно познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков:

Рынок люминисцентных ламп в России Рынок светодиодов в России


Евгения Решетникова
"Российская Бизнес-газета"