РЫНОК ЦЕМЕНТА В СЕНТЯБРЕ 2010-ГО. |
Если в августе по ряду основных показателей регистрировался рост по отношению к предыдущему месяцу текущего года, то в сентябре наметился спад. |
При этом по некоторым направлениям это падение оказалось достаточно существенным, например, по внешнеторговым операциям. В то же время динамика является весьма неоднородной даже в рамках одного показателя, поэтому необходимо анализировать более глубоко, смотря на конкретную структуру изменения тех или иных сентябрьских цифр по сравнению с августовскими, а также на причины, формирующие такие изменения. 1. Производство цемента. Сентябрь 2010 года.
2. Перевозки цемента. Сентябрь 2010 года. |
По российским железным дорогам в сентябре текущего года было перевезено 3 млн. 586,6 тыс. тонн цемента, что на 241,4 тыс. тонн меньше, чем в августе месяце. Общий железнодорожный грузооборот цемента в сентябре был равен 2 млрд. 523,4 млн. т/км. Это также меньше августовского показателя, на 194,36 млн. т/км. Соответственно, уменьшилось и число задействованных для перевозки цемента железнодорожных вагонов: оно снизилось на 3,5 тыс. шт. и составило 52,13 тыс. шт. Всё это, в свою очередь, привело к снижению среднего расстояния перевозки цемента: в сентябре данный показатель уменьшился по сравнению с предыдущим месяцем на 6,4 км до 703,6 км. Таким образом, все индикаторы однозначно свидетельствуют о снижении объемов транспортировки цемента по железным дорогам. 3. Внешняя торговля цементом. Сентябрь 2010 г. В сентябре в Россию было импортировано 119,24 тыс. тонн цемента, что значительно меньше, чем в августе текущего года, когда импорт достиг 165,9 тыс. тонн. Уменьшение составило 46,67 тыс. тонн, или 28,1%. В то же время объемы импорта из прибалтийских республик остаются стабильными и пока не подвержены сезонному фактору, отмечается даже некоторый рост поставок (на 787 т). Однако при этом очень существенно сократились и без того небольшие поставки турецкого и китайского цемента, что во многом и обеспечило общее падение цементного импорта по сравнению с предыдущим месяцем. Так, импорт из Турции сократился на 10,73 тыс. тонн, или на 21,5%, до 39,18 тыс. тонн, а из Поднебесной – и вовсе сразу на 29,3 тыс. тонн (при том, что он в августе составлял всего 37 тыс. тонн) до 7,72 тыс. тонн. Что касается сентябрьского экспорта цемента, то он также проявил схожую тенденцию, значительно снизившись в своих объемах. В частности, в указанном месяце из России было экспортировано 89,04 тыс. тонн цемента, что на 63,78 тыс. тонн меньше, чем в августе. Здесь падение объемов связано с резким снижением поставок цемента в Казахстан: если в августе они были равны 88,4 тыс. тонн, то в сентябре – только 28,3 тыс. тонн, то есть снижение составило сразу 60 тыс. тонн. В то же время другое важное экспортное направление, азербайджанское, пока остается стабильным: в сентябре туда было поставлено 54,78 тыс. тонн цемента, что меньше августовского значения лишь на 686 тонн. 4. Цены на цемент. Сентябрь 2010 г. Среднемесячные цены производителей цемента в среднем по России в сентябре 2010 года вышли на уровень 2271,6 руб. за тонну. Это на 36,5 руб. дороже августовских цен (2235,1 руб.). При этом обращает на себя внимание существенное подорожание цемента в Центральном федеральном округе: согласно имеющимся данным, среднемесячная цена в данном регионе увеличилась сразу на 348,6 руб., что составляет 15,9% от цены августа. Несколько подорожал цемент также в Уральском (на 71,1 руб.) и Южном (11,1 руб.) федеральных округах России. В остальных кругах среднемесячная цена в сентябре текущего года несколько снизилась (от 4,4 руб. до 29,9 руб.), за исключением Северо-Западного федерального округа – там всё остается стабильным, в том числе и цены (нулевое изменение). При этом среднероссийские цены на бездобавочный портландцемент в сентябре составили 2347,4 руб. за тонну, а на портландцемент с добавками – 2180,9 руб. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка цемента можно познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков ЦЕМЕНТ.РУ. |