Зачем объединяются «СИБУР-РШ» и «НИЖНЕКАМСКШИНА»? |
ФАС получила заявку на создание объединенной компании на базе ОАО "Нижнекамскшина" и ОАО "СИБУР-Русские шины". |
Федеральная антимонопольная служба России получила ходатайство на создание объединенной компании на базе ОАО "СИБУР - Русские шины" и ОАО "Нижнекамскшина". Люксембургская компания Laysan Investments Sarl планирует приобрести 73,5% акций татарстанской компании. В ФАС также были поданы заявки на согласование сделки по покупке SIBUR Finance Luxembourg Sarl 100% акций СИБУР - Русские шины у ОАО "Тайр Инвест". Кипрская компания Zartel Limited планирует выкупить 100% СИБУР - Русские шины у SIBUR Finance и 73,5% акций Нижнекамскшины у Laysan Investments. Zartel Limited, в таком случае, станет объединенной компанией, созданной на базе активов СИБУР - Русские шины и Нижнекамскшины. Решение о сделке будет принимать правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, так как в сделке участвуют зарубежные компании, а Нижнекамскшина является компанией, имеющей стратегическое значение. В создаваемой единой холдинговой компании контрольный пакет получат акционеры «Нижнекамскшины», но управлять проектом будет СИБУР-РШ. На российском шинном рынке началась масштабная консолидация. Получив контроль над обанкроченным «Амтелом», «СИБУР — Русские шины» (СРШ) договорился об объединении с третьим крупным производителем — «Нижнекамскшиной». До конца 2011 года они создадут холдинг, контроль в котором будет у «Татнефти», а операционное управление — у СРШ. На долю «Амтела», СРШ и «Нижнекамскшины» приходится более 60% российского производства шин и более трети рынка продаж. Как рассказал «Коммерсантy» заместитель гендиректора СРШ Игорь Караваев, в середине сентября холдинг подал ходатайство в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) о слиянии с ОАО «Нижнекамскшина». Акционеры компаний намерены передать свои доли (100% акций СРШ и 73,5% акций «Нижнекамскшины») в кипрскую Zartel Ltd, 51% акций которой получит «Татнефть» (владелец «Нижнекамскшины»), а 49% акций — СИБУР. Операционное управление объединенной компанией будет осуществлять топ-менеджмент СРШ, говорит господин Караваев. Для этого сделка заключается по английскому праву, поясняет он. Стороны получат по половине мест в совете директоров Zartel, уточнил замглавы стратегического управления «Татнефти» Александр Тищенко, а управлять заводами, скорее всего, будет вновь созданная управляющая компания. СРШ получит право назначить ее гендиректора, добавил господин Тищенко. Сейчас «Нижнекамскшиной» управляет «Татнефть-Нефтехим», которую возглавляет Загит Шарафеев. Она же управляет Нижнекамским заводом техуглерода, «Ярполимермашем» и Т. Д. «Кама», которые работают на «Нижнекамскшину». Все они, а также Ефремовский завод синтетического каучука также войдут в объединенную компанию, говорит Александр Тищенко. В ФАС подтвердили получение ходатайства. По словам Игоря Караваева, стороны рассчитывают получить все согласования до весны, а сделку завершить до конца 2011 года. Она также должна быть одобрена правительственной комиссией по иностранным инвестициям, поскольку «Нижнекамскшина» входит в список стратегических предприятий. Фактически речь идет о создании в России единого производителя шин на базе даже не двух, а сразу трех крупнейших игроков — СРШ, «Нижнекамскшины» и холдинга «Амтел». Акции последнего в сделке не участвуют, но-де-факто СРШ уже контролирует «Амтел». Холдинг находится в процедуре банкротства, а СРШ является крупнейшим кредитором. По данным СРШ, на всех троих игроков сейчас приходится более 60% российского производства шин и около 35% продаж в стоимостном выражении. «Амтел» выпускает легковую резину, СРШ — главным образом коммерческую, а «Нижнекамскшина» — и то и другое. В СРШ утверждают, что речи о создании некоего российского монополиста в производстве шин не идет и что доля российских производителей на их собственном рынке все время снижается под давлением иностранных, у некоторых из которых уже есть заводы в России. Смысл слияния в СРШ объясняют именно целью создать единого российского игрока, способного конкурировать с иностранцами. Но Александр Назаров из ИФК «Метрополь» отмечает, что СРШ и «Нижнекамскшина» выпускают сходную продукцию и «непонятно, как одновременно будут и партнерами, и конкурентами». «Это означает, что кому-то из партнеров придется закрывать выпуск той или иной продукции, а также пытаться делить ее сбыт,- уточняет аналитик.- Учитывая, что бизнес-лидеры в Татарстане неохотно делятся полномочиями и управлением своими активами, пока непонятно, насколько объединение будет безболезненным». Процесс консолидации был запущен СИБУРом, успешно получившим контроль над «Амтелом», но с «Нижнекамскшиной», видимо, удалось договориться только о паритете, отмечает Виталий Крюков из ИФД «Капиталъ». Оценить общую стоимость «Амтела», СРШ и «Нижнекамскшины» невозможно, добавляет Александр Назаров: во-первых, потому, что «Амтел» — банкрот, а во-вторых, потому, что заводы всех трех компаний работают по толлинговым схемам и маржа в собственно шинном производстве минимальна. Как рассказали РБК daily в «Сибур — Русских шинах» и «Татнефти», стороны планируют создать объединенную компанию согласно акционерному соглашению по английскому праву. Головной холдинговой компанией будет кипрская Zartel Limited, которая опосредованно получит контроль над 100% акций «Сибур — Русские шины» и 73,5% акций «Нижнекамскшины». Приобрести эти пакеты компания должна у Sibur Finance Luxembourg Sarl и Laysan Investments Sarl соответственно. При этом Sibur Finance Luxembourg приобретет 100% акций «Сибур — Русских шин» у «Тайр Инвест» («дочка» «Сибура»), а Laysan Investments — 73,5% акций «Нижнекамскшины» у «Татнефти». Соответствующие заявки поданы в ФАС еще 15 сентября. Одобрить их должны как само ведомство, так и правительственная комиссия в соответствии с законом о стратегических иностранных инвестициях. По словам замначальника управления стратегического планирования «Татнефти» Александра Тищенко, если одобрения будут получены, то сделка может быть завершена в первом полугодии 2011 года. «В объединенной компании 51% останется за «Татнефтью» и 49% у «Сибура», — отмечает он. «Паритетно долям будет сформирован совет директоров, — добавляет заместитель гендиректора «Сибур — Русские шины» Игорь Караваев. — Но в целом операционный контроль, менеджерский состав будут у «Сибура». Денежных расчетов между сторонами схема объединения не предполагает, и как оценены компании для сделки, стороны не раскрывают. В сделку не войдут активы банкротящегося шинного холдинга Amtel, основным кредитором которого является «Сибур». А также проект «Нижнекамскшины» по производству грузовых ЦМК-шин, выход которого на проектную мощность в 1,2 млн штук ежегодно ожидается в 2012 году. «Не исключено, что строящийся завод войдет в будущем в объединение», — говорит Александр Тищенко. Кроме того, со стороны «Татнефти» в сделку войдут Ефремовский завод синтетического каучука и Нижнекамский завод техуглерода. Аналитик RMG Securities Константин Юминов отмечает, что в такой конфигурации практически паритетное объединение оправдано. «Мощности „Нижнекамскшины“ крупнее, но бизнес „Сибура“ более рентабелен, — отмечает он. — И важно, что операционный контроль останется именно за ним». Объединение усилий позволит создать сильного национального игрока, говорит Игорь Караваев. «Он сможет производить все виды шин, более эффективно инвестировать в разработку новых продуктов, проводить импортозамещение и экспортную экспансию», — отмечает он. «С последующим присоединением активов Amtel и производства грузовых ЦМК-шин доля компании на рынке может составить до 50%», — считает Анастасия Соснова из «Инвесткафе». С завершением консолидации «Сибур — Русские шины» и «Нижнекамскшины» обсуждается возможность IPO объединенной компании, говорит Игорь Караваев. Ранее «Сибур» не раз отмечал, что планирует постепенно выходить из шинного бизнеса за счет снижения своей доли с увеличением бизнеса и появлением других акционеров. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка синтетических каучуков можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок синтетических каучуков в России».
Коммерсант
|