РЫНОК БЕНЗИНА В УКРАИНЕ


С 1 января 2011 г. все украинские НПЗ должны были поднять качество производимых ими нефтепродуктов с нынешнего стандарта «Евро-2» до «Евро-4» и «Евро-5».


Такое обязательство взяла на себя Украина еще в 2005 г., подписав с ЕС меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере энергетики, подтвердила его и при вступлении в ВТО, намереваясь продублировать при подписании соглашения о зоне свободной торговли с ЕС. Но как выяснилось, из семи украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) готовы перейти на выпуск евробензина лишь одесский, кременчугский и лисичанский. И власть (о, чудо!) услышала остальных производителей, решив отложить введение новых стандартов качества еще на год. В ответ на это эксперты рынка в унисон заговорили о печальных последствиях такой щедрости.

 

Поддержим отечественного производителя

 

Как любой человек без труда отличит шоколадную конфету от соевой, так и автомобиль, имей он право выбора, наверняка бы отдал предпочтение импортному бензину, потому что он хоть и дороже отечественного, но качественнее. Хотя справедливости ради стоит отметить, что в последние годы и отечественное машинное топливо стало на порядок лучше того, на котором приходилось ездить десяток лет назад. А могло бы стать еще качественнее, перейди с будущего года украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) на новые стандарты выпускаемой продукции. Но этого, по всей видимости, не случится.

 

Украинский научно-исследовательский институт нефтеперерабатывающей промышленности «Масма» заявил о неготовности к переходу на стандарт качества нефтепродуктов «Евро-4» вплоть до 2012 г. И в профильном министерстве решили отложить введение норм — замминистра топлива и энергетики Украины Игорь Кирюшин заявил, что подготовка документации для перехода на стандарты топлива «евро-4» займет год. То есть о введении их с 2011 г. речи быть не может. А стимулировать отечественную нефтепереработку собирались с помощью пошлины на импорт.

 

Как объяснил «1К» министр топлива и энергетики Крыма Виктор Плакида, эти меры — попытка защитить отечественного производителя, сохранив в стране рабочие места и оставив налоги. «Это период времени, который хочется дать украинским НПЗ независимо от того, кому они принадлежат, чтобы поддержать их, — говорит он. — Хотя все мы знаем, что чрезмерные усилия в защите собственного производителя имеют разные последствия. Например, в 70-е годы Америка призвала граждан приобретать только собственные автомобили. Но „Форд“ от этого навсегда проиграл в качестве, а в лидеры вышли японцы. Поэтому главный принцип конкуренции всегда должен присутствовать». Тогда соотношение «цена — качество» будет не пустым звуком. «Что касается крымского рынка, который отличается увеличением цен на бензин в курортный сезон, наверное, было бы правильно, чтобы к качеству бензина не было претензий, ведь посещают Крым автотуристы, имеющие дорогие автомобили, — говорит он. — Поэтому нашей задачей мы видели бы диверсификацию ценового и качественного показателей этого вида топлива. Был период, когда мы получали бензин только из-за рубежа, и это давало гарантию качества. Сейчас рынок сориентирован на внутренних производителей, у которых есть определенные проблемы: один встал на ремонт в самый неподходящий момент, другой имеет старые технологии, третий вообще дышит на ладан, — в такой ситуации сложно. Хотя рынок не пустует. Но нам бы хотелось, чтобы был сбалансирован уровень цен и на импортное топливо, и на отечественное, тогда можно говорить о качестве». Но этого отечественным автомобилистам придется подождать.

 

Плачевные последствия

 

Хотя казалось бы, что такое год, ведь больше ждали... Ан нет, общественные организации и эксперты рынка нефтепродуктов бьют тревогу, считая, что вводить новые нормы качества нужно как можно скорее. «Внедрение импортной пошлины одновременно с сохранением старых стандартов качества приведет к дальнейшему увеличению доли некачественного и фальсифицированного топлива на рынке с одновременным его удорожанием прямо пропорционально размеру пошлины», — заявил президент «Комитета защиты потребителей нефтепродуктов» Андрей Пасишник. По его расчетам, если исходить из обсуждаемых в Минтопэнерго ставок импортных пошлин на уровне 60 — 120 евро/т, то бензин подорожает на 0,6 — 1,20 грн./литр. А качество его станет только хуже, потому что в Украину хлынет нереализованный низкокачественный бензин из-за рубежа. «Продление старых стандартов качества нефтепродуктов заключается в растущей привлекательности Украины как страны для утилизации и поставок неликвидной продукции, — считает руководитель международной благотворительной организации «Информационный центр „Зеленое досье“ Тамара Малькова. — Везде стандарты качества ужесточают, а Украина стоит на месте. Утилизация некачественной продукции за рубежом стоит очень дорого, поэтому наша страна выглядит весьма привлекательно как направление утилизации отходов».

 

И что самое главное, защитить такими методами отечественных производителей все равно не получится, считают эксперты. «Импортная пошлина и разрешение выпускать топливо по устаревшим стандартам не обеспечат увеличение загрузки украинских заводов, как считают в Минтопэнерго, — уверен директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. — Лисичанский НПЗ загружен на 100%, мощность одесского НПЗ минимальна, у шебелинского ГПЗ нет больше сырья, западноукраинские НПЗ настолько устарели, что не вмещаются даже в стандарты «Евро-2». Теоретически может нарастить производство только «Укртатнафта», однако проблема низкой загрузки на протяжении последних лет связана не с низкой эффективностью этого завода, а с рейдерским захватом, вследствие чего остановлены поставки нефти из России.

 

Кроме этого, одной из главных проблем украинских НПЗ является демпинг поставщиков белорусских и казахстанских нефтепродуктов, который приводит к низкой рентабельности нефтепереработки в Украине. Большая часть российской нефти, перерабатываемой в Беларуси и Казахстане, не облагается пошлиной, на экспорт нефтепродуктов в Украину пошлины также отсутствуют, что создает неравные условия и позволяет экспортерам из этих стран демпинговать на украинском рынке. А еще продолжает процветать нездоровая конкуренция внутри страны.

 

Есть у проблемы еще одна сторона — низкое качество топлива препятствует развитию автомобильного бизнеса в Украине, считает генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВАИД) Олег Назаренко. «Широкий ряд марок автомобилей не импортируются в Украину по причине низкого качества топлива», — говорится в пресс-релизе организации. А те автомашины, которые реализуются в нашей стране, быстро выходят из строя из-за некачественного топлива. Даже если автовладельцы знают, что нужно заливать А-95, не каждый сообразит, что он должен быть стандарта «евро-4», а не отечественного «евро-2», иначе техника быстро выходит из строя. И большой вопрос, где его взять.

 

Поэтому представители упомянутых организаций считают, что в такой ситуации государству необходимо ввести плавающую шкалу налогообложения бензина и дизтоплива (по принципу «выше качество — ниже налог»), возобновить контроль качества в сети сбыта и принять законы, позволяющие НПЗ оптимизировать затраты на модернизацию производств, а не убивать модернизацию на корню.

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России»

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».

 

 www.newchemistry.ru