О ПРОБЛЕМАХ УКРАИНСКОГО ХИМПРОМА |
По данным Минпромполитики, в стране насчитывается около 200 предприятий и объединений химического профиля. В основе отрасли – мощности по производству минеральных удобрений (60%), которые сконцентрированы в первой десятке химических предприятиях. Из них: азотные удобрения выпускают концерн "Стирол", Одесский припортовый завод, Черкасский и Северодонецкий "азоты", а так же "Днепроазот" и "Ривнеазот"; фосфорные – "Крымский титан", "Сумыхимпром" и Константиновский государственный химзавод; калийные – Днепровский завод минеральных удобрений. |
Всего до кризиса в украинском химпроме работало свыше 350 тыс. человек. Сейчас людей тут стало меньше – производство падает. Например, "Северодонецкое объединение "Азот" завершило 2009 год с убытком в 200 млн грн., «Стирол» - с убытком в 324 млн грн. А чистый убыток Одесского припортового завода за январь-сентябрь 2010 года увеличился более чем в 2,2 раза (по сравнению с аналогичным периодом 2009-го) и достиг 147,33 млн. грн. В будущем году ситуация вряд ли улучшится. Специалисты прогнозируют, что, скажем, Одесский припортовый завод может уйти в минус аж на 900 млн. грн. Основная причина этого – непосильно высокие цены на газ. Для справки: до кризиса украинская химическая промышленность потребляла свыше 8,3 млрд кубометров природного газа, или 11% всего объема, используемого Украиной. В структуре себестоимости производства азотных удобрений (аммиака, карбамида, аммиачной селитры) доля природного газа составляет 50-80%. Единственное, за счет чего пока выживал украинский химпром – это рост цен и спроса на азотные удобрения на мировом рынке, а так же на относительной дешевизне перевозок. То, что российские предприятия платят почти вдвое меньше за газ, до последнего времени нивелировалось высокими затратами на транспортировку их продукции. Дело в том, что базовыми для экспорта и для нас, и для них являются черноморские порты. Но, если нашим производителям до портов – рукой подать, то российским приходится доставлять свой товар с Урала или Волги. Потому-то Москва и согласилась рассмотреть вопрос о дополнительных скидках своим производителям на железнодорожные перевозки и газ. Украинцам о подобной щедрости мечтать не приходится: наш бюджет пуст. С получением соседями новых преференций наши цены на удобрения станут неконкурентными, по сравнению с российскими. Теоретически выход есть в переходе на энергосберегающие технологии. В "Стратегии развития химического комплекса Украины в 2007-2015 годах" подсчитано, что для полного технического перевооружения ежегодно необходимо вкладывать в обновление производственных фондов до 3,3-4,5 млрд грн. А инвестиции в производство в ближайшие 7-8 лет должны быть не менее 13 млрд грн. До кризиса у многих предприятий были инвестиционные планы. Так, Северодонецкое объединение "Азот" собиралось к 2012 году вложить в развитие производства и энергосберегающие технологии $300 млн. Похожая программа существует и на черкасском "Азоте". Но, подчеркиваю, это было до кризиса. Где теперь взять такие большие деньги, если предприятия терпят огромные убытки, а в ближайшем будущем и вовсе могут быть вытеснены с мировых рынков сбыта?! Более того, по подсчетам некоторых производственников, инвестиция в $100 млн. позволяет снизить затраты на производство продукции в среднем лишь на 10% Поэтому, если перейти от теории к практике, выход напрашивается один: украинскому химпрому нужно двигаться в русле мировых тенденций и объединяться. Причем, быстрее, чем это сделают химики других стран. Консолидировав активы, сектор сможет хоть как-то конкурировать с «китами» и не выглядеть совсем уже крошечной «рыбешкой», с которой никто не считается, потому, что не может разглядеть. Но, главное – в качестве единого мощного игрока, химпром имеет возможность пробивать выгодные для себя контракты на газ. Это вполне реально. Еще в прошлом году украинское правительство разрешило некоторым химическим предприятиям закупать газ в обход "Нафтогаза" - напрямую у "Газпрома", чтобы производители смогли выбрать топливо по более выгодной для себя цене. Инициатором такого постановления Кабмина стал Союз химиков Украины, а причиной – остановка производства почти всех химпредприятий страны. Право на прямые закупки газа тогда получили Одесский припортовый завод, Черкасский «Азот» (Черкассы), «Ривнеазот», «Стирол», «Днепроазот» и «Северодонецкое объединение «Азот»». Однако на покупку газа по эксклюзивным ценам, украинский химпром может претендовать лишь объединившись. Как говорится, оптовым покупателям скидка. Затоварится же дешевым газом по отдельности, комбинаты шансов не имеют. И с учетом ставших очевидными в ноябре процессов консолидации на глобальном рынке химии, это грозит отрасли неизбежным банкротством. Тащить на себе такой груз, как бесперспективно убыточный химпром, бюджет Украины не сможет. Куда пойдут 300 тыс. человек, занятых в отрасли? Вопрос риторический.
Текст: Галина Акимова Источник: Iнформацiйна агенцiя «ГолосUA» |