ПЛАН МОДЕРНИЗАЦИИ БЕЛОРУССКИХ НПЗ


Начальник главного управления перспективного развития и инвестиций концерна «Белнефтехим» Георгий Ушкевич заявил, что повышение величения глубины переработки нефти с нынешних 68-72% до 90-92% повысит рентабельность на 10%. Для крупнотоннажных рынков это является очень значительной величиной.

 

«При такой глубине переработки нефти НПЗ будут работать с высокой рентабельностью даже при сохранении экспортной пошлины на российскую нефть», — убежден Ушкевич.

Выйти на требуемую глубину переработки нефти НПЗ планируют уже в 2013-2014 годах. Для этого, по словам Ушкевича, необходимо реализовать два ключевых проекта. Первый — ввод установки замедленного коксования мощностью 1,6 млн. тонн по лицензии фирмы «Фостер Уиллер» (Испания) на ОАО «Нафтан». Второй — введение в строй комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков на Мозырском НПЗ.


Как сказано в стратегии развития энергетического потенциала Беларуси на период до 2020 годам, в целом модернизация ОАО «Нафтан» обойдется в 4,1 трлн. рублей (в том числе кредиты банков на сумму 2,7 трлн. рублей), ОАО «Мозырский НПЗ» — в 3,4 трлн. рублей (в том числе кредиты банков на 2 трлн. рублей).


Суммы инвестиций приличные и потянуть такие объемы вряд ли реально без привлечения иностранных инвесторов. Но, по мнению экономиста
Сергея Чалого, в интересах Беларуси самостоятельно изыскать источники финансирования, нежели привлекать инвесторов: «По большому счету, продавать заводы уже поздновато. В них вложено много средств. А в нынешних условиях ценовой конъюнктуры и поставок нефти будет сложно получить нормальную цену».

Пожалуй, больше других в покупке белорусских нефтеперерабатывающих заводов заинтересованы российские компании. «Интерес обоснован. В России больше стимулируется экспорт сырой нефти, а не нефтепереработка. Поэтому с нефтепереработкой там слабо. Из нефти выходит до 50% мазута, который оказывается дешевле самой нефти, получается слабенького качества бензин. Отсюда и интерес к заводам, превосходящим по своим производственным характеристикам», — отмечает Чалый.

Но продавать россиянам НПЗ в надежде, например, на благоприятные режимы поставки сырья, опасно, считает эксперт:
«Собственность продаем навсегда, а контракты поставок сырья рассматриваются регулярно».

Опасно иметь дело с российскими покупателями и по другой причине. Нет никаких гарантий их заинтересованности в дальнейшем развитии НПЗ. Примером тому может служить ситуация с производством параксилола.

Внутреннее производство параксилола в стране в два раза меньше внутреннего потребления. По словам Чалого, одна установка по производству параксилола есть на ОАО «Нафтан», но она работает наполовину:
«Нужно было строить еще одну на Мозырском НПЗ, но россияне (более 40% завода принадлежит российской «Славнефти») высказались против. А теперь, в условиях введения пошлин на параксилол, производимая из него продукция автоматически становится неконкурентоспособной. Это пример того, как иностранный акционер зарезал развитие нефтепереработки. Опыт есть, и нет никаких гарантий, что нечто подобное больше не случится».

Продажа НПЗ другим иностранным покупателям — также опасный шаг, отмечает эксперт: «Россия всегда на такие вещи обижается, и ухудшает условия поставки нефти. В свое время так было с Можейкяйским НПЗ».

Перспективным может оказаться вариант продажа НПЗ Венесуэле, полагает Сергей Чалый. Тем более президент Венесуэлы уже проявил свою заинтересованность. «Причем, его интерес как раз сосредоточен не в поставках сырой нефти, а в нефтепереработке и поставках нефтепродуктов на новые рынки. Кроме того, венесуэльская нефть по качественным характеристикам привлекательнее российской. Российская дает 30% мазута, а венесуэльская — меньше 10%», — отмечает Чалый.

Учитывая, что поставки сырья — это один из ключевых факторов эффективной деятельности нефтепереработки, продажа НПЗ венесуэльской стороне выглядит перспективно.


Пока нефтепереработка балансирует на грани прибыльности и убытков. При этом, как заявил президенту в конце августа председатель концерна «Белнефтехим»
Валерий Казакевич, НПЗ работают в соответствии с оптимальным графиком загрузки («Нафтан» — 7,8 млн. тонн, Мозырский НПЗ — 8 млн. тонн в год). Сальдо внешней торговли нефтепродуктами за семь месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года улучшилось на 60 млн. долларов. Перечисления в республиканский бюджет увеличились на 200 млрд. рублей.

В случае доведения глубины переработки до 90-92% и полной загрузки мощностей рентабельность возрастет. Но, по мнению Чалого, возможно, не так серьезно, чтобы основательно подпитать экономику.

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России».

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России»

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».

 

Андрей КОЖЕМЯКИН