ИМПОРТ НЕФТЕПРОДУКТОВ В УКРАИНУ


В этом году доля импортных нефтепродуктов в Украине достигла рекордных 45%. Но и это не предел. Планируемые изменения в налогообложение поставок нефти в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана сделают ввоз нефтепродуктов в Украину еще более привлекательным.

Украинским переработчикам остается лишь надеяться, что правительство сдержит обещание защитить рынок от импорта. Доля импортных нефтепродуктов на украинском рынке выросла с 36% до 45%, рассказали Ъ в пресс-службе Министерства энергетики и угольной промышленности. По данным ведомства, с 2006 года этот показатель постоянно увеличивался (26% в 2006 году, 29% в 2007-м, 35% в 2008-м).

"Конечно, это весьма тревожная тенденция. Поэтому в качестве одного из действенных механизмов, способных возродить украинскую нефтепереработку и создать условия для ее модернизации, мы рассматриваем возможность введения заградительных пошлин на импорт нефтепродуктов",– пояснил директор департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнерго Константин Бородин. Напомним, в конце ноября вопрос о введении пошлин рассматривался на встрече министра топлива и энергетики Юрия Бойко с нефтетрейдерами.

Украинские нефтепродукты были вытеснены с рынка из-за льготных условий для импортеров. По данным Минэнерго, 71% импорта приходится на Россию, Белоруссию и Казахстан, которые в рамках Таможенного союза с Россией имеют преференции при покупке российской нефти. Так, в предыдущие годы белорусские НПЗ получали российское сырье по сниженным ценам, а с начала следующего года оно вообще будет доставаться им без таможенной пошлины, за счет чего, по оценкам экспертов, предприятия, по сути, получат дотацию в размере $3 млрд. В свою очередь НПЗ Казахстана полностью освобождены от уплаты как импортной пошлины на нефть, так и экспортной пошлины на нефтепродукты. Кроме того, в министерстве отмечают, что с августа по декабрь компания "Ливела" осуществляла беспошлинный импорт нефтепродуктов в Украину. Ущерб от него Антимонопольный комитет оценивает в 3 млрд грн.

"Если не выравнять условия работы для всех участников, то в ближайшие несколько лет страна станет полностью зависимой от внешних поставок,– говорит вице-президент ООО 'ТНК-ВР Коммерс' Феликс Лунев.– Работая в равных условиях, украинские НПЗ смогут наконец провести модернизацию и выйти на уровень не только предприятий из стран Таможенного союза, но и европейских заводов". В противном случае уже в следующем году все украинские НПЗ могут остановиться из-за неспособности конкурировать с импортерами, считает аналитик UPECO Александр Сиренко. "Остановка украинских НПЗ повысит социальную напряженность в регионах, крайне отрицательно скажется на платежном и торговом балансе страны,– добавляет член комитета Верховной рады по ТЭК Александр Гудыма.– Но главное, что в итоге это приведет к существенному подорожанию топлива и ценовой нестабильности на местном рынке. Ведь импортеры поставляют сюда топливо по остаточному принципу – то есть при его переизбытке в странах ЕС. Кроме того, их сложно привлечь к ответственности за монопольное повышение цен, потому что они, в отличие от НПЗ, практически не имеют активов".


C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России».

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России»

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».

 

Олег Гавриш

Коммерсант-Украина