УКРАИНСКИЕ НПЗ В 2010-М


Очевидно,  что в данный момент украинские НПЗ не способны полностью удовлетворить внутренний спрос на топливо ни по объемам, ни по качеству.

 

Согласно правительственной статистике в 2010 году выпуск светлых нефтепродуктов в целом по стране сократился на 6,3%, из них дизтоплива – на 2,8%, бензинов – на 8,7%. В физических объемах было произведено 3,32 млн тонн ДТ и 3,08 млн тонн бензина.

Этого количества хватило лишь для того, чтобы обеспечить примерно 60% внутренних потребностей Украины. Если же говорить отдельно о топливе, соответствующем стандартам Евро-4 и Евро-5, то в данном сегменте на импорт приходилось более половины всех проданных нефтепродуктов. По предварительным подсчетам, в страну было ввезено около 1,8 млн тонн бензинов и 2,2 млн тонн дизтоплива, что примерно на 5% больше, чем в предыдущем году. Сама же емкость национального топливного рынка осталась практически на прошлогоднем уровне – чуть менее 10 млн тонн (без учета сжиженного газа).

Увеличится ли она в 2011? Нефтетрейдеры пока скупы на прогнозы: слишком много неопределенностей на рынке. Но если будут введены ввозные пошлины на моторное топливо, сужения рынка не миновать. Желающих поставлять ставший слишком дорогим продукт поубавится, а возможностей для того, чтобы существенно нарастить производство, у отечественных НПЗ не так уж и много. И первым делом их благие намерения разобьются о сырьевой фактор.

Шебелинский ГПЗ

Классическим примером сырьевой скованности может служить Шебелинский ГПЗ – единственный в Украине производитель бензинов, еще находящийся в государственной собственности. Он полностью ограничен в своем развитии тем объемом нефтяного сырья (главным образом конденсата), который добывает компания "Укргазвыдобування". Упали у последней показатели добычи в прошлом году на 7%, и на Шебелинке производство дизтоплива сразу же сократилось на 9%, бензинов – на 13%. А значит, на этот завод рассчитывать в ближайшие годы не стоит. Больше, чем сейчас (540-550 тыс. тонн светлых нефтепродуктов в год), он выбросить на рынок не сможет.

Одесский НПЗ

Мало надежд и на помощь из Одессы. Там в прошлом году переработка нефти упала ниже 1,5 млн тонн. И хотя после недавней реконструкции лукойловский НПЗ в Украине технологически способен справляться с вдвое большим объемом, слабая экономика переработки приводит его к частым простоям. Проблемы у НПЗ начались после того, как компания "Укртранснафта" отказалась качать нефть на предприятие по Приднепровским нефтепроводам. В результате теперь одесский завод может получать сырье либо по морю из Новороссийска, либо по окольному трубопроводному маршруту через "Дружбу" и реверсированный участок Одесса – Броды. И тот, и другой путь сопряжены с дополнительными затратами на транспортировку (плюс несколько долларов на каждой тонне), что ставит НПЗ в худшие конкурентные условия относительно коллег. Осенью 2010 завод остановился на очередной ремонт, и когда он из него выйдет – Лукойл не сообщает. Но в целом вывод аналогичен тому, что и по Шебелинке: избытком топлива украинских водителей Одесский НПЗ в текущем году вряд ли побалует.

Западноукраинские НПЗ

Два завода-близнеца в Надворной и Дрогобыче (оба входят в орбиту группы "Приват") на протяжении всего 2010 года сидели на голодном пайке. Первый переработал лишь 190 тыс. тонн, второй – 370 тыс. тонн нефти, что в 7-10 раз меньше их проектных мощностей. Привату приходится делить между ними те капли нефти, которые компания "Укрнафта" добывает на западе страны. Попытки группы привлечь на эти предприятия российское сырье оказались безуспешными, а загружать их каспийским ресурсом владельцы посчитали чересчур расточительным. Заводы в техническом плане весьма отсталые и не способны выжать из дорогой нефти даже тот минимум, который возможен на Кременчугском НПЗ. Поэтому суммарный показатель двух западных заводов – порядка 330 тыс. тонн светлых нефтепродуктов за весь прошлый год – вряд ли будет существенно превзойден в году текущем. Таким образом, реальные основания надеяться на увеличение объема выпуска нефтепродуктов сегодня есть лишь у двух предприятий отрасли – Кременчугского и Лисичанского НПЗ. Это самые крупные заводы в Украине. И они более других заинтересованы в вытеснении конкурентного импорта.

Кременчугский НПЗ

Кременчугское ПАО "Укртатнафта" произвело в прошлом году 1,05 млн тонн бензинов и 1,2 млн тонн дизтоплива, переработав 3,6 млн тонн сырья, что на 13% больше, нежели в 2009. Однако проблема предприятия в том, что оно до сих пор находится в сырьевой блокаде со стороны российских компаний, которые не простили Привату изгнание из Кременчуга Татнефти. Таким образом, основным подспорьем для Кременчугского НПЗ остается украинский ресурс, поступающий от Укрнафты. Но больше, чем 1,7-1,8 млн тонн в год, она поставить не может (объемы добычи не позволяют). Поэтому в прошлом году заводу пришлось закупать в достаточно больших объемах нефть из Азербайджана. Однако азербайджанское сырье на 20-30% дороже отечественного, поэтому, чем выше его доля в общей сырьевой корзине завода, тем ниже рентабельность готовых нефтепродуктов. Как следствие в I квартале 2011 года Укртатнафта планирует увеличить закупку нефти в Азербайджане лишь на 5-6%. Иными словами, стремительно наращивать выпуск топлив в Кременчуге пока не спешат.

Лисичанский НПЗ

Таким образом, единственный, кто потенциально может тряхнуть стариной и совершить количественный, а отчасти и качественный рывок в отечественной нефтепереработке – это Лисичанский НПЗ, входящий в российский холдинг ТНК-ВР. В 2010 году, правда, он притормозил, снизив производство бензинов на 13%, дизтоплива – на 6%, а переработку сырья – на 3%. Таким образом, в целом на ЛиНИКе было переработано 4,8 млн тонн ресурса, хотя его нынешние кондиции позволяют выйти на уровень переработки в 7 млн. При этом все дизтопливо и определенный объем бензинов завод уже производит в стандарте Евро-4. По словам исполнительного директора ТНК-ВР в Украине Феликса Лунева, компания готова потратить еще 150 млн евро и вписаться даже в параметры Евро-5. Но чтобы затраты окупились, она добивается от украинских властей рыночных преференций, в частности заградительных пошлин на импортное топливо.

Нет ничего удивительного в том, что эти просьбы нашли горячий отклик у министра топлива и энергетики Юрия Бойко. Именно с Лисичанского НПЗ началась его карьера в украинской нефтяной отрасли и именно при нем ТНК приватизировала этот завод. Если номер с пошлинами не пройдет, россияне пугают тем, что могут вообще остановить ЛиНИК. Хотя, скорее всего, завод продолжит работать с активным использованием давальческих схем, что позволяет ему не платить вывозную пошлину на нефть в России. В таком режиме, по оценкам трейдеров, в прошлом году Лисичанский НПЗ произвел до 30% своей продукции.

В сухом остатке

Итого, объективных оснований ожидать бурного развития украинской нефтепереработки в текущем году немного. Трудно наверстать за год то, что не было сделано за все предыдущее десятилетие. "Государство шло навстречу владельцам НПЗ с первого дня, продав заводы за копейки и рассчитывая на их модернизацию. Прошло 10 лет и мы по-прежнему имеем старые НПЗ с низкой глубиной переработки и новые требования о создании для них тепличных условий", – утверждает президент Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук. По его словам, доходы нефтяных компаний России, той же ТНК-ВР, сопоставимы с бюджетом Украины, но они теперь предпринимают попытки фактически обязать украинского потребителя топлив заплатить за модернизацию НПЗ из собственного кармана. Кстати, и так уже хорошенько потрепанного 40% повышением акцизов на топливо в начале года и ростом цен на нефть.

Уместно напомнить, что за период с 2000 года и до нынешних дней объем инвестиций в модернизацию нефтеперерабатывающей отрасли страны составил всего 1,2 млрд долл., что втрое меньше, чем, например, в Беларуси. Поэтому нет ничего удивительного в том, что белорусское топливо так уверенно чувствует себя и на украинском рынке, и на рынках Европы. При этом глубина переработки нефти на Мозырьском НПЗ достигает сегодня 76%, тогда как среднеукраинский показатель на 20% ниже. Белорусские власти нашли способы, чтобы и реконструкцию перерабатывающих заводов стимулировать, и цены на заправках поддерживать на одном из самых низких уровней в Европе. Хотя никакого особого секрета у Александра Лукашенко нет.

Кредитная поддержка НПЗ со стороны государства, льготы на ввоз импортного оборудования и налоговые стимулы производства топлив более высокого качества – вот и весь рецепт белорусского чуда. Украинская нефтепереработка, несмотря на современное плачевное состояние, тоже излечима. И белорусские рецепты для нее вполне подходят. Но лечение должно быть системным, а не вестись по принципу одной кислородной подушки на всю больницу: когда для того, чтобы дать надышаться своим пациентам, доктор отнимает ее у чужих.

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России».

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России»

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».



Ярослав Ярош

МинПром