РЫНОК ФРИКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ


Отрасль фрикционных материалов для автомобильной промышленности в ближайшем будущем может стать весьма привлекательной для инвесторов, в том числе и иностранных.

 

Рост продаж иномарок и организация сборочных производств внутри страны заставляют ведущих мировых производителей автокомпонентов задумываться о собственном предприятии в России. Аналитики ожидали активного прихода иностранных компаний еще в 2007 году. К сожалению, законодательство пока не очень стимулирует этот процесс (постановление о беспошлинном ввозе автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборке было отменено лишь в конце 2007 года), поэтому говорить о бурном развитии российской компонентной отрасли пока не приходится. Тем не менее, некоторые проекты успешно стартовали.

 

По состоянию на середину 2010 года, на территории России с участием иностранного капитала работало уже несколько десятков компаний-производителей автомобильных комплектующих и запасных частей. Среди них -  Robert Bosch (выпуск элементов систем зажигания, светотехники), Siemens VDO (электронные автокомпоненты), Tenneco Automotive (детали выхлопных систем), Jonson Controls (сиденья), Magneti Marelli (светотехника), Delphi (автомобильные электрожгуты), ZF (производство коробок передач для тяжелой спецтехники), Cummins (двигатели для грузовиков), Federal Mogul (детали тормозных систем и сцепления). Появление соглашений о строительстве заводов для автопрома другой направленности позволяет говорить о растущей заинтересованности иностранных компаний в российском рынке.

 

Пока западные производители предпочитают переносить в Россию производство наименее сложных автокомпонентов: бамперов, молдингов, иных пластиковых элементов интерьера и экстерьера, сидений, световых комплектов. По оценкам экспертов это связано с низкими объемами производства на сборочных заводах. Так, для выпуска пластиковых элементов экстерьера, бамперов, сидений, выхлопных систем, аккумуляторов, шин порог рентабельности составляет не менее 200 тыс. машин в год. Однако, чтобы окупить производство фрикционных материалов на фоне высокой конкуренции со стороны существующих производителей, объем производства должен быть существенно выше. Ситуацию осложняет также тот факт, что фрикционные материалы относятся к мелкогабаритным компонентам, которые к тому же являются довольно высокотехнологичными. На текущий момент их легче ввозить в страну, чем конкурировать с крупными российскими игроками рынка в сегменте отечественных автомобилей, либо работать с низкой рентабельностью производства в сегменте иностранных.

 

На текущий момент проекты по развитию производств игроки рынка связывают с лидерами отрасли – АвтоВАЗом и КАМАЗом. Вокруг этих предприятий иностранными компаниями активно создаются СП по выпуску автокомпонентов. Наиболее вероятные площадки для строительства заводом с иностранными инвестициями – г. Тольятти и Набережные Челны.

 

Безусловно, действующие российские производители также очень заинтересованы в том, чтобы стать поставщиками запчастей на новые сборочные производства автомобилей, но сотрудничество с иностранными производителями требует от компании крупных затрат усилий и инвестиционных ресурсов. Чтобы стать поставщиком иностранных автопроизводителей необходимо:

  1. Обеспечить полный контроль качества
  2. Предоставить убедительные доказательства в соблюдении сроков поставки
  3. В ряде случаев необходимо участвовать в исследованиях и разработках, совместно с автопроизводителями
  4. В ряде случаев необходимо иметь систему экологического менеджмента ISO-14000/EMAS

Большинство российских компаний не могут себе позволить самостоятельно наладить выпуск продукции, отвечающей требованиям зарубежных автоконцернов. В связи с этим наибольший интерес представляет выход иностранных инвесторов на российский рынок фрикционных материалов, а именно создание новых заводов по выпуску этого типа продукции по технологиям инвестора. Также возможен вариант создания совместных предприятий на базе уже действующих в России заводов, но по показателям доходности на инвестируемый капитал такой вариант в большинстве случаев будет не лучшим решением, поскольку потребует полной перестройки, как технологического процесса, так и системы управления предприятия.

 

Четко определенных инвестиционных планов в области создания новых производств с участием иностранных инвестиций пока нет, но есть разговоры о возможности строительства завода в Тольятти или Нижнем Тагиле. Возможным инвестором называют итальянскую компанию Pilenga, уже выпускающую накладки для АвтоВАЗа и ГАЗа.

 

С анализом российского рынка фрикционных материалов  Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок фрикционных материалов в России».

 

www.newchemistry.ru