ПОТЕНЦИАЛ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В РОССИИ |
Технический потенциал повышения энергоэффективности всей российской экономики, предполагающий полную технологическую модернизацию, включая замену всех технологий и материалов в транспорте, энергетике, строительстве, ЖКХ и других направлениях на современные энергосберегающие аналоги, можно оценить примерно в 300 млн т.н.э. |
Реализовав технический потенциал повышения энергоэффективности, Россия смогла бы сэкономить:
Потенциал повышения энергоэффективности в секторах конечного потребления значительно выше, чем в производстве энергии. Экономия энергии для конечных потребителей сопровождается дополнительным снижением потребления первичной энергии (94 млн т.н.э.) по всей цепочке создания стоимости. Например, снижение потребления электроэнергии на 1 кВт-ч конечным пользователем означает экономию почти 5 кВт-ч первичных энергоресурсов. Основные показатели потенциала энергосбережения по обозначенным секторам:
Жилые здания Технический потенциал: 53,4 млн т.н.э. (49% от объема потребления в данной отрасли). Доля экономического и финансового потенциала в техническом - соответственно: 84% и 46%. Основные сегменты: более 70% в системах отопления и подогрева воды. Дополнительные капиталовложения: 25-50 млрд долл.е. Экономия расходов на энергоресурсы в ценах 2007 г. 7 : 14 млрддолл./год
Промышленность Технический потенциал: 41,5 млн т.н.э. (38% от объема потребления в данной отрасли). Доля экономического и финансового потенциала в техническом - соответственно: 97% и 80%. Основные сегменты: 53% в черной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности и производстве цемента, 42% в неэнергоемких отраслях Различные степени достижимости энергосбережения по секторам, млн. т.н.э. Дополнительные капиталовложения: 35 млрд долл. Экономия расходов на энергоресурсы в ценах 2007 г.: 14 млрд долл.
Государственные учреждения Технический потенциал: 15,2 млн т.н.э. (42% от объема потребления в данной отрасли). Доля экономического и финансового потенциала в техническом - соответственно: 90% и 58%. Основные сегменты: 49% в системах отопления. Дополнительные капиталовложения: см. жилые здания Экономия расходов на энергоресурсы в ценах 2007 г.: 3,5-5 млрд долл.
Транспорт Технический потенциал: 38,3 млн. т.н.э. (41% от объема потребления а данной отрасли). Доля экономического и финансового потенциала в техническом - соответственно: 95% и 84%. Основные сегменты: 49% на автомобильном транспорте, 40% в газопроводах. Дополнительные капиталовложения: 124-130 млрд долл. Экономия расходов на энергоресурсы в ценах 2007 г.: 20 млрд долл.
Электроэнергетика Технический потенциал: 44,4 млн. т.н.э. (31% от объема потребления в данной отрасли). Доля экономического и финансового потенциала в техническом - соответственно: 90% и 13%. Основные сегменты: 46% в природном газе. Дополнительные капиталовложения: 106 млрд долл. Экономия расходов на энергоресурсы в ценах 2007 г.: 8 млрд долл.
|
Системы теплоснабжения Технический потенциал: 28,8 млн т.н.э. (19% от объема потребления в данной отрасли). Доля экономического и финансового потенциала в техническом - соответственно: в секторе производства тепла: 90% и 25%; в секторе распределения тепла: 99% и 92%. Основные сегменты: 55% приходится на долю тепловых потерь; в сфере производства тепла: 74% в промышленных котельных. Дополнительные капиталовложения: 18-28 млрд долл. Экономия расходов на энергоресурсы в ценах 2007 г.: 7 млрд долл. «Финансовый» потенциал повышения энергоэффективности по секторам - млн. тнэ
Сжигание попутного газа на факелах Технический потенциал: 20-38 млрд куб. м/год, или 4-5% от совокупного производства газа в России; оценка финансового потенциала: -30%. Дополнительные капиталовложения: нет данных. Экономия расходов на энергоресурсы в ценах 2007 г.: 2.3 млрд долл.
Выделив финансовый потенциал как наиболее реальный с точки зрения практической реализации (в наименьшей степени требует масштабных инвестиций и участия государственных органов с точки зрения реформирования законодательной базы, реализации масштабных и сложных технических преобразований) мы получим наглядное отображение следующих приоритетных отраслей воздействия.
Оценка полученных данных свидетельствует, что наиболее привлекательными секторами с точки зрения получения быстрого эффекта от реализации проектов в области энергоэффективности являются ЖКХ, транспорт, включая транспортную инфраструктуру, а также энергетика, прежде всего, распределение тепла.
В то же время именно эти секторы обладают наибольшим потенциалом с точки зрения использования продуктов нефтехимической отрасли при реализации проектов, направленных на повышение энергоэффективности.
В настоящее время нефтехимические продукты достигли уровня, позволяющего использовать их с очевидным результатом энергосбережения. Эффективность этих решений подтверждается расчетными данными результатов предлагаемых мероприятий как в объеме сэкономленных ресурсов, так и в объеме возможных дополнительных доходов государства. При этом полимеры уже сегодня находят широчайшее применение в различных отраслях промышленности для решения текущих задач.
Продукция нефтехимии может успешно решать задачу энергосбережения. В 2010 году по поручению Президента России Минэнерго разработало проект программы по повышению энергоэффективности российской экономики, в рамках которой уделяется большое внимание возможностям использования различных полимеров.
Прежде всего, нефтехимическая отрасль предлагает решение проблемы сжигания попутного нефтяного газа, используя его как сырье для дальнейших переделов.
Существенно повысить энергосбережение за счет полимеров возможно в сфере ЖКХ. Подсчитано, что до 70% ресурсов отопления и горячего водоснабжения можно сэкономить, утепляя полимерными материалами фасады, дверные проемы, балконы, полы. Полимерные материалы, используемые в строительстве, позволяют продлить сроки эксплуатации продуктов и сократить количество природных материалов. Кирпичная кладка шириной в метр и прослойка полистирола в 20 см дают одинаковый энергосберегающий эффект.
Применение полимерных материалов в сфере водоснабжения позволяет повысить эффективность путем снижения потерь за счет внедрения полимерной теплоизоляции, а также использования полимерных труб. Так, срок службы труб из ПВХ составляет 50 лет, в то время как металлические трубы эффективны не более 15 лет вследствие повышения риска протечек и существенных затрат при частых ремонтах.
Большинство деталей современных транспортных средств изготавливается из полимерных материалов - различных пластмасс и пластиков. Для автопромышленности это обеспечивает существенное уменьшение веса машины, а, следовательно, сокращение расхода топлива и большую безопасность. По сравнению с выполненным из традиционных (железа и дерева) материалов, современный автомобиль весит до двух раз меньше.
Нефтехимия обеспечивает транспорт более экологичным и энергоэффективным топливом, снижающим содержание в выхлопных газах продуктов неполного сгорания. Кроме того, ресурс двигателя, работающего на пропане, в 2-3 раза больше по сравнению с бензиновым.
Повышению энергоэффективности способствует использование «зеленых» шин, сокращающих затраты энергии на качение при эксплуатации. Это, в свою очередь, уменьшает расход топлива автомобиля и выброс им выхлопных газов в окружающую атмосферу.
В дорожном строительстве используются полимерные материалы, которые за счет придания дорожному покрытию большей надежности и упругости увеличивают срок эксплуатации дорог в 2-3 раза.
Исследования холдинга «Сибур» компании RPI |