ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА


Дорожное строительство в РФ является сферой со значительным дополнительным потенциалом в энергоэффективности.


 

На это частности указывает, тот факт, что грузоперевозки автотранспортом составляют более 7 млрд т в год (или 70% всех грузоперевозок РФ). При этом потери экономики РФ от плохого состояния дорог составляют более 1,8 трлн руб. в год. Доля протяженности дорог, соответствующих нормам, менее 40%, тогда как более 50% перевозок производится в условиях «пробок» и повышенной загрузки дорог.

 

Применение нефтехимических материалов для дорожного строительства, таких как ПБВ и геосинтетика - для расширения и повышения качества транспортной сети РФ - в связке с самими проектами по развитию дорог способны дать значительный комплиментарный эффект по энергосбережению. Таким образом, общий потенциал сбережения энергии в дорожном строительстве зависит от политики РФ в отношении развития дорожного строительства и ремонтных работ и перспектив развития стан­дартов применения эффективной нефтехимической продукции в дорожном строительстве.


Битумы, модифицированные полимерами

Использование модифицированных полимерами битумов позволит сократить среднегодовые расходы на все виды ремонтов за счет увеличения межремонтных сроков на 870 тыс. руб. на 1 км2. С учетом того, что общая протяженность дорог в России составляет около 930 тыс. км, замена твердых покрытий дорожного полотна на полимер-модифицированные битумами покрытия на 60% дорог позволит снизить энергопотери на 32 млн т.н.э.

 

Дорожное хозяйство является потребителем значительного количества топлива и электроэнергии. Технология производства асфальтобетонных смесей остается высокоэнергоемкой: значительное количество энергии затрачивается на сушку минеральных материалов, подготовку битума, низка эффективность горелок сушильных барабанов. Несовершенны нормы расхода топлива в сушильном барабане. Фактический расход топлива (мазута) в различных дорожных хозяйствах находится в пределах от 6 до 22 кг на 1 т асфальтобетонной смеси.

 

Относительно малый срок службы дорожных конструкций, прежде всего асфальта, и плохое качество строительных работ приводят к необходимости регулярных ремонтов, дополнительному производству асфальтобетонной смеси и затратам на ее транспортировку к месту укладки, транспортировку исходных строительных материалов и работы по укладке и уплотнению.

 

Использование современных полимерных материалов в дорожном строительстве позволяет повысить качество дорожного полотна, сократить количество плановых и внеплановых ремонтов, увеличить грузо- и пассажиропоток. К настоящему периоду разработан и исследован большой объем наблюдений успешного применения модифицированных битумов в дорожном строительстве.

 

В настоящее время в зарубежной практике для устройства и ремонта дорожных покрытий при необходимости используются композиционные материалы на основе битума и модификаторов, таких как сера, каучук (полибутадиеновый, натуральный, бутилкаучук, хлоропрен), органо-марганцевые компаунды, термопластичные полимеры (полиэтилен, полипропилен, полистирол, этилен-винилацетат (EVA), термопластичные каучуки (полиуретан, олефиновые сополимеры, а также блоксополимеры стирол-бутадиен-стирола (СБС). Российская практика существенно отстает по данным показателям от Европы, США и Китая.

 

В последнее время в России расширяется применение полимерной продукции в дорожном строительстве - СБС-модификаторов битума, стабилизирующих добавок. Применение модифицированных битумов при строительстве дорог позволяет решить достаточно широкий круг задач:

 

  • сократить количество ремонтов дорожного полотна;
  • уменьшить изнашиваемость дорог;
  • улучшить пропускную способность дорог.

 

В конечном счете, все эти факторы улучшают состояние транспортной системы страны и сокращают расходы федерального и региональных бюджетов на ее поддержание.

 

Геосинтетика

Геосинтетика - класс строительных материалов, как правило, синтетических, предназначенных для создания дополнительных слоев различного назначения (армирующих, дренирующих, защитных, фильтрующих, гидроизолирующих, теплоизолирующих) в дорожном и гидротехническом строительстве. Они включают следующие группы материалов: геотекстильные материалы, георешетки, геокомпозиты, геооболочки, геомембраны, геоплиты и геоэлементы.

 

Использование геосинтетики для дорог РФ может принести экономию бюджета в размере до 3% ВВПЛ за счет снижения транспортных затрат, увеличения пропускной способности, и экономии на ремонте дорог. Геосинтетика позволяет экономить до 40% природных материалов (грунт, щебенка) при строительстве дорог.

 

Материалы дорожного полотна влияют на транспортные затраты конечного потребителя. Соответственно, увеличиваются при использовании материалов низкого качества и сокращаются при использовании эффективных материалов (ТЭП и геосинтетики).

 

По состоянию на 2009 год общие мощности по удов­летворению потребности в геосинтетике составили 53 тыс. тонн. В рамках реализации «Транспортной стратегии РФ до 2020 г.» увеличение потребности в пластиках может составить 192 тыс. тонн, что в 3,6 раза превышает потребность 2009 г. Причем по георешеткам увеличение составит кратность 9,6, по геотекстилю - 3. Таким образом, потенциал РФ роста рынка дорожного строительства составляет около 140 тыс. тонн геосинтетики.

 

Кроме того, потенциал применения геосинтетики не ограничивается автодорогами. Также возможно применение данных технологий при укреплении берегов судоходных рек и железнодорожных насыпей, что улучшает качество и срок службы магистралей.

 

С анализом российского рынка геосинтетических материалов Вы можете познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков:

Рынок нетканого геотекстиля в России
Рынок тканого геотекстиля в России
Рынок геосеток из ПЭФ нитей в России
Рынок объемных нетканых георешеток в России
Рынок геоячеек из полиэтиленовых лент в России
Рынок стеклосеток в России

 

Исследование международной компании RPI и «Сибур Холдинг»

 

www.newchemistry.ru