ОБСУЖДЕНИЕ «ПЛАНА-2030»


23 марта в очередном раз состоялось заседании Комиссии РСПП по химической промышленности, на котором был рассмотрен вопрос о ходе работ «Проекта плана развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года».


 

Тема не могла оставить присутствующих равнодушными, своими мыслями поделились Президент Российского Союза химиков Виктор Петрович Иванов, заместитель директора департамента переработки нефти и газа Александр Анатольевич Килячков, Директор Департамента по информационной политике и связям с общественностью РСПП Никита Иванович Масленников, Вице-президент Российского Союза химиков Михаил Григорьевич Васильев.

 

Президент Российского Союза химиков Виктор Петрович Иванов:

─ В конце 2009 года в Нижнекамске и сентябре 2010 в Нижнем Новгороде на совещании председателем правительства России В.В.Путин было принято решение разработать и утвердить план развития газо- и нефтехимии России до 2030 года. Эту работу предполагали сделать в два этапа.

Определить состав ключевых инвестиционных проектов с учетом состава углеводородного сырья на существующих и вновь вводимых месторождениях, обратив внимание на ответственность компании за реализацию этих проектов, их сопряженность и сбалансированность между собой. Срок был дан до четвертого квартала 2010 года. На данный момент этот этап плана выполнен. Сегодня он находится на обсуждении в правительстве и ключевых компаниях. Уже начинают поступать замечания и предложения по этому этапу.

Начало второго этапа назначено на 23 марта. Разработка программы размещения нефте- и газохимических мощностей, включающих проекты трубопроводного транспорта, проекты по модернизации существующих объектов, строительство новых мощностей, а так же мероприятия по научному и общеобразовательному сопровождению развития отрасли. Срок окончания - третий квартал2011 года. Работа уже началась.

Министерство энергетики должно было предоставить конкретные проекты строительства трубопроводной системы для транспортировки углеводородного сырья на существующий и новый нефте- и газохимический комплекс. Разработать техноэкономические обоснования, обратив внимание на необходимость первоочередного обеспечения продукции растущего внутреннего рынка, импортозамещения и экспорта продукции глубокой переработки. А так же на источники финансирования, сроки реализации и окупаемости этих проектов.

Минпромторг должен был предложить формирование региональных кластеров.

Минпромторг и Минэнерго должны были дать предложение по изменению законодательной базы в целях применения передовых технологических норм, упрощению процедур получения разрешительной документации на строительство нефте- и газохимических комплексов.

Связано это было с тем, что потребление нефтехимической продукции на душу населения в России сегодня в три раза ниже, чем в остальном мире. Импорт пластиков составляет более 40%. В настоящее время технологическая структура нефте- и газоперабатывающей промышленности не отвечает современным мировым требованиям глубокой переработки сырья. Россия занимает лишь третье место в Мире после США и Китая. С долей около 7% идет по мощностям первичной переработки сырой нефти, по суммарному удельному весу мы отстаем по вторичным процессам в 2-3 раза.

Наши нефтеперерабатывающие заводы в 98-ми% случаев работают на установках введенных в эксплуатацию более 30 лет назад. Средний уровень износа оборудования на них более 80%. Если взять самые крупные наши заводы, то шесть из них были пущены еще до 1941 года, шесть – последе 1950 года, восемь – в 60-х годах.

Текущее количество установок пиролиза не позволяет сегодня перерабатывать имеющиеся сырье и полностью удовлетворять внутренний спрос. Существующий объем мощностей по пиролизу в РФ на порядок меньше по-сравнению с другими регионами мира. Пиролиз является базовым процессом переработки УВ сырья, полупродуктов нефтехимии, обеспечивающие все дальнейшие процессы.

Что касается сжиженных углеводородов, то сейчас говорят, что производство СУГ ни как не может ограничится экспортом. Но ожидается, что за двадцать лет в Европе спрос на СУГ повысится всего на 4 млн тонн. В то время, как на Ближнем Востоке ожидается увеличение производства СУГ с 70 млн до 122 млн. И в первую очередь они будут конкурировать с нашими производителями. Отсюда вывод, только внутренний спрос может выступать локомотивом роста нефтехимической отрасли. При интенсивном сценарии развития нефтехимическая отрасль сможет использовать больше половины производимых СУГов к 2030 году.

Зная, что нефтехимия может стать локомотивом всей российской экономики, возникает вопрос: почему так медленно происходит продвижение отрасли?

Показатели долговой нагрузки компании РФ выше уровня мировых лидеров и не позволяют существенно увеличить долг для строительства новых установок при относительно невысокой выручки. Без поддержки государством компаниям трудно получить финансирование на экономически выгодной основе. Государство должно содействовать снижению уровня капитальных затрат на строительство новых установок нефтехимии.

 

После выступления Виктора Петровича, заместитель директора департамента переработки нефти и газа Александр Анатольевич Килячков подробнее прокомментировал этапы проекта, который был разработан Министерством энергетики

 ─ Официальное название проекта – План развития газо- и нефтехимии России до 2030 года. В настоящий момент был разработан первый этап, и началась работа по второму. Основанием для разработки этого плана является два правительственных протокола. Первый – Правительственный протокол в Нижнекамске (от ноября 2009 года), второй- Правительственный протокол в Нижнем Новгороде (от сентября 2010 года). Они предусматривают разработку плана развития газо- и нефтехимии России в два этапа. На первом этапе была создана рабочая группа из представителей отрасли и научных учреждений.

Кроме основных целей хотел бы остановиться на специфики этих документов, которая является типичной для отрасли. Во-первых, это утверждение того, что сырья в России у нас много и он находится в избытке, вопрос заключается в экономичности его доставки для отдельных производственных площадок. Если говорить о самом сырье, (под сырьем мы говорим о неметановой нефтехимии), то текущие величины составляют около 28 млн. тонн на сегодняшний день в России. Во-вторых, в России мало продукции, которая выходит с пиролизов, ее не достаточно для того, что бы удовлетворят имеющийся спрос.

Для развития нефте- газохимии мы предлагаем кластерный подход, то есть необходимо четко выделить отдельные проекты, которые можно распределить по регионам. В рамках нефте- газохимии в планах закреплены шесть кластеров: Приволжский кластер, Каспийский кластер, Северо-Западный кластер, Западно-Сибирский кластер, Восточно-Сибирский кластер и Дальневосточный кластер.

В результате ожидаемый вклад в экономику, который мы получаем путем реализации этого плана, это увеличение вклада ВВП на 60 млрд. рублей в год и создание новых рабочих мест, с учетом смежного кумулятивного эффекта на сорок тысяч единиц.

Далее идет второй этап, который будет охватывать текущий год до конца третьего квартала. Здесь мы рассматриваем, как происходит переработка пиролизных продуктов в конкретные полимеры-гранулы и то, как поставляется сырье к нефтехимическим предприятиям. Для того чтобы проекты реализовались, необходимы стремление компаний и проектные усилия по их реализации. Интегральной частью плана станет разработка комплексов научно-образовательных мероприятий по сопровождению развития отрасли.

В ходе заседания было озвучено множество замечаний и поправок, которые будут влиять на корректировку проекта.

 

 

Светлана Коротаева,

www.newchemistry.ru