НОВЫЕ ВИДЫ АВТОМОМОБЛЬНЫХ ФАР


В последнее время технологии в производстве фар развиваются семимильными шагами, и среди этих шагов можно выделить несколько категорий и типов передних фонарей.


Фары на основе отражателей

В случае с использованием отражателей в корпус фары помещается лампочка, которая при включении распространяет свет по всей его внутренней поверхности. Сам корпус может быть выполнен либо в параболической, либо в «ступенчатой» форме.

Если корпус имеет параболическую форму, то лампочка располагается таким образом, чтобы каждый отраженный от поверхности корпуса луч света выходил из фары по горизонтальной линии. Далее, покидая область фары, луч света проходит через установленную линзу, преломляющую и направляющую его к поверхности земли под небольшим углом. Это делается для того, чтобы автомобиль не смог ослепить встречную машину или пешехода.

Подобный принцип используется и в другом типе фар на основе отражателей. Этот тип фар оснащается отражателем ступенчатой формы, в котором каждый луч света, отражающийся от внутренней поверхности корпуса, изначально направляется по нисходящей траектории. В этом случае фаре не нужно присутствие линзы на выходе.

Фары с полиэллипсоидными отражателями

Данный тип фар в основном применяется для ксеноновой светотехники, и суть их работы следует из их названия: задняя часть корпуса фары с отражающей поверхностью выполнена в форме эллипса. Подобная форма отражателя позволяет собирать исходящие лучи света в один пучок и пропускать через конденсорную линзу, направляющую лучи параллельным потоком. Одной из особенностей подобных фар является наличие специального щитка, ограничивающего поток световых лучей и таким образом отвечающего за ближний свет.

Фары также могут быть оборудованы управляющим элементом (соленоидом), отвечающим за положение щитка. Если щиток на своем привычном месте, то включен ближний свет. Если же под воздействием соленоида щиток убирается, то освобождается путь для оставшейся части светового потока и включается дальний свет. Ксеноновые фары с присутствующими управляющими элементами получили название биксеноновых — ввиду поддержки обоих режимов работы.

Кроме способа подачи света, все фары можно разделить и по принципу источника света.

Вольфрамовые лампы

Естественно, все началось с них. На самой заре автомобильной промышленности повсеместно использовались фары с вольфрамовыми лампами накаливания. Лампы эти были либо вакуумными, либо содержали в себе инертные газы. Основным недостатком этих ламп — особенно по сравнению с современными источниками света — является малый выход света при больших энергозатратах. Ну а положительный момент — хотя бы в том, что они вообще были, являясь основным источником света, вплоть до появления «галогенок».

Галогеновые лампы

Первые галогеновые лампы появились в 1962 году и с тех пор крепко застолбили себе место на рынке светотехники как более мощные и живучие элементы светотехники, по сравнению с обычными лампами. Технически это все те же лампы накаливания со спиралями, но благодаря добавлению в корпус лампы паров галогенов (йод и бром) жизненный цикл «галогенок» увеличивается в 2 — 4 раза, а их яркость в 2 — 2,5 раза!

Разновидностью галогеновых ламп являются IRC-лампы (Infrared Cover). Такие лампы покрываются веществом, способным пропускать видимое излучение, но задерживать инфракрасное. Таким образом, инфракрасные лучи отражаются назад внутрь лампы, еще больше разогревая нить накаливания и тем самым выделяя еще больше света без прибавки потребляемой мощности. При одинаковом выходе света жизненный цикл IRC-ламп удваивается, а потребляемая мощность снижается до 45%, по сравнению с обычными «галогенками».

Ксеноновые фары

Это венец световых технологий, постепенно перерастающий из модной фишки повседневную норму. На ночных дорогах все чаще встречаются автомобили с ярко-голубым светом фар, максимально имитирующим дневное освещение.

Ксеноновая фара имеет форму колбы, в которой содержится смесь инертных газов. Наибольшая часть этой смеси представлена ксеноном (отсюда и название), а давление газов внутри колбы составляет около 30 атмосфер при выключенных фарах и порядка 120 атмосфер при работающих. Вместо вольфрамовой спирали ксеноновая лампа содержит два электрода, между которыми при включении разжигается дуга. Эта дуга как раз и разогревает газы, на что они отвечают ярким свечением.


 

Основные преимущества ксенона перед галогенами заключается, опять же, в его большей долговечности, меньшей потребляемой мощности и гораздо большей эффективности. Плюс к тому, свет, излучаемый ксеноновыми фарами, гораздо более естественный, что позволяет водителю лучше ориентироваться в ночное время. Единственный существенный минус «ксенонок» — их инертность. С ними у вас не получится «поморгать» или быстро переключиться с ближнего на дальний и наоборот в случае необходимости, поскольку для разогрева газов необходимо дополнительное время.

Тем не менее, преимущества этих фар слишком существенны, чтобы отказываться от них из-за такой вот «заторможенности», так что будущее — за ксеноном, как ни крути

C текущей ситуацией и прогнозом развития рынка ксенона и криптона можно познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков  «Рынок тяжелых инертных газов в России».

 

Автор: Сергей Форис