ВНУТРИЗАВОДСКАЯ ЛОГИСТИКА: проект «Сибур-Нефтехима»


Проект «Внутризаводская логистика и складское хозяйство» стартовал на пилотных предприятиях СИБУРа - «Воронежсинтезкаучуке» и «СИБУР-Нефтехиме».

Ради чего он задуман и начат, рассказала руководитель проекта Галина Иванова.


Внутризаводская логистика пронизывает жизнь предприятия. Она работает в тесном взаимодействии с производственными службами, транспортными организациями, клиентами, складами готовой продукции и материально-технического обеспечения. Однако потоки продукции часто движутся внутри предприятия не самым оптимальным образом. Готовая продукция перемещается с места на место несколько раз, прежде чем окажется в зоне погрузки. Затраты на перемещения внутри предприятия не оцениваются, кто заказчик той или иной операции и для чего она выполняется, далеко не всегда понятно. При посещении складских помещений по хранению готовой продукции и МТО может показаться, что время там остановилось тридцать лет назад. В старых, часто неотапливаемых помещениях с покосившимися стеллажами господствуют ручные операции по погрузке-выгрузке и карточная система учета, а неприветливая кладовщица сидит в тесной бытовке. Если на складе и установлен компьютер, используется он для распечатки форм, которые потом заполняются от руки.

 

Конечно, такая ситуация не на всех предприятиях. К примеру, на «Томскнефтехиме» за последние годы в области внутризаводской логистики и складского хозяйства введены значительные улучшения. На предприятии выделена функция управления внутризаводской логистикой и складским хозяйством, на складах установлены компьютеры, кладовщики вносят информацию о поступившем товаре непосредственно на рабочем месте. Карточная система все еще в ходу, но в ближайшем будущем в Томске планируют от нее отказаться. На предприятиях, выбранных нами в качестве пилотных, ситуация сложнее. На «Воронежсинтезкаучуке» наблюдается острая нехватка складской инфраструктуры. Сейчас под хранение используется часть производственных цехов, а иногда и открытые площадки, вовсе не приспособленные для хранения.

 

Товарно-транспортные накладные на отпуск каучука оформляются в отделе логистики, и каждые полчаса-час сотрудница отдела логистики разносит их пешком или развозит на машине по складам. Особая тема — цеховые кладовые. По приблизительным подсчетам на «Воронежсинтезкаучуке» их несколько десятков. Руководители предприятия уже занимаются переводом цеховых кладовых на центральный склад - думаю, наш проект поможет ускорить эту работу. Границы нашего проекта охватывают область движения и хранения готовой продукции {кроме сырья для переработки), а также материально-технического обеспечения (МТО). И та и другая продукция обращается в рамках одних и тех же складских операций: это приемка, хранение, выдача, внутреннее перемещение. В том и другом случае мы работаем с потоком. Именно поэтому было принято решение использовать в ходе проекта проверенный временем инструмент оптимизации бизнес-процесса VSM (Value stream mapping) — «Карта потока создания ценности». Этот же метод используют наши коллеги в проекте «Производственная система СИБУРа».

 

Безусловно, не обойтись без вложения существенных средств в строительство и модернизацию складов, в установку современной системы управления складом. Чтобы сделать эту работу максимально профессионально, принято решение разделить проект на две части. На первом этапе проекта мы долж­ны исследовать текущую ситуацию, определить области, требующие улучшений, и сформировать целевое видение: как должно выглядеть складское хозяйство наших предприятий. Для помощи в решении этих задач по итогам проведенного конкурса была выбрана консалтинговая компания «Аксенчер»; которая уже имеет опыт работы с СИБУРом (проект «Управление цепочками поставок»).

 

Еще одним важным направлением работы является определение возможности, принципов и подходов к переводу функций внутризаводской логистики на аутсорсинг/инсорсинг. Так как нормативного определения понятия аутсорсинга пока не существует, на практике он понимается как передача стороннему подрядчику части бизнес-функций или процессов. СИБУР уже опробовал этот путь, но нe везде он оказался результативным, что привело к рециклу этого процесса. К маю20ll года мы планируем подготовить и вынести на общее обсуждение концепцию централизованного управления функцией внутризаводской логистики и складского хозяйства предприятий компании, а также модель оптимальной организации функции внутризаводской логистики для «Воронежсинтезкаучука» и «СИБУР-Нефтехима».

 

Этап внедрения предполагается организовать как ряд отдельных проектов, так как томимо организационных преобразований внедрение предполагает значительные инвестиционные затраты.

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка моноэтиленгликоля можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок моноэтиленгликоля в России».

 

Газета ОАО «Сибур-Нефтехим»