ПОСТАВКИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ТРУБОПРОВОДАМИ


«Транснефетпродукт» предоставляет услуги по транспортировке светлых нефтепродуктов (дизельного топлива, бензина, авиакеросина), производимых на 17 нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), в том числе:


Российские НПЗ:

·        ОАО «Газпромнефть - Омский НПЗ»;

·        ОАО «Уфанефтехим»;

·        ОАО «НОВОЙЛ»;

·        ОАО «Уфимский НПЗ»;

·        ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»;

·        ОАО «Куйбышевский НПЗ» ;

·        ОАО «Новокуйбышевский НПЗ»;

·        ОАО «Сызранский НПЗ»;

·        ОАО «ТАИФ-НК»;

·        ОАО «ЛУКОЙЛ - Нижегороднефтеоргсинтез»;

·        ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез»;

·        ЗАО «Рязанская НПК»;

·        ОАО «Московский НПЗ»;

·        ООО «ЛУКОЙЛ – Пермнефтеоргсинтез»;

·        ОАО «СЛАВНЕФТЬ – ЯНОС»;

- Белорусские НПЗ:

·        ОАО «Мозырский НПЗ»;

·        ОАО «Нафтан».

 

Группа транспортирует нефтепродукты как по прямым (от НПЗ до экспортного порта или потребителя), так и по смешанным транспортным схемам (от НПЗ – по трубопроводной системе Группы «Транснефтепродукт», затем железнодорожным транспортом). Расчет доли Группы на рынке услуг по транспортировке нефтепродуктов основан на первичной транспортировке от НПЗ и учитывает как прямые, так и смешанные схемы.

 

Группа оказывает услуги по транспортировке нефтепродуктов на внутренний рынок и на экспорт. В своей основной рыночной нише – экспортной логистике светлых нефтепродуктов – Группа «Транснефтепродукт» занимает лидирующее положение. Доля Группы компаний на рынке перевозок светлых нефтепродуктов на экспорт – около 44%, в частности, на рынке экспорта дизельного топлива с подключенных НПЗ – 72%.

 

Доли рынка Группы компаний «Транснефтепродукт» (прямые и смешанные схемы, по объему первичного транспорта).

 

Наименование показателя

2006

2007

2008

2009

Доля Группы в транспорте дизельного топлива на экспорт с подключенных НПЗ

72%

76%

69%

72%

Доля Группы в транспорте ДТ с содержанием серы более 350 ppm (российского газойля) на экспорт

75%

76%

53%

49%

Доля Группы в транспорте российского газойля на экспорт с подключенных НПЗ

90%

90%

83%

79%

Доля Группы в транспорте дизельного топлива на внутренний рынок от подключенных НПЗ

38%

39%

32%

28%

Доля Группы в транспорте светлых нефтепродуктов на экспорт

40%

41%

42%

44%

 

При транспортировке нефтепродуктов на экспорт и на региональные рынки России основным конкурентом Группы компаний «Транснефтепродукт» является железнодорожный транспорт. В настоящее время на его долю приходится около 70% перевозок светлых нефтепродуктов. Доля Группы составляет около 25% перевозок светлых нефтепродуктов. Конкурентные преимущества Группы – возможность транспортировки крупных партий по сравнительно низкой цене, в том числе непосредственно до экспортных терминалов (Приморск, Вентспилс, Санкт-Петербург). К основным факторам конкурентоспособности Группы относится более высокая надежность, безопасность и экологичность нефтепродуктопроводного транспорта.

 

Конкурентное преимущество железнодорожного транспорта – возможность относительно более быстрой доставки, способность транспортировки небольших партий нефтепродуктов любой спецификации с полным сохранением качества, а также большая разветвленность сети железных дорог по сравнению с системой магистральных нефтепродуктопроводов.

 

Другим конкурентом Группы в перевозках нефтепродуктов на дальние расстояния является водный транспорт. Однако вследствие несовпадения направлений концентрированных грузопотоков нефтепродуктов с начертанием внутренних водных путей, а также, принимая во внимание весьма короткий срок их навигации (не более 3-4 месяцев), этот вид транспорта серьезной конкуренции нефтепродуктопроводам не создает. Его доля на рынке транспортировки светлых нефтепродуктов в настоящее время около 2%, а в первичных перевозках – еще менее.

 

На коротких расстояниях, главным образом, во внутриобластном сообщении конкуренцию Группе компаний «Транснефтепродукт» создает автомобильный транспорт, преимуществом которого является возможность осуществления перевозок нефтепродуктов от «двери» до «двери», в частности, от НПЗ, нефтебаз и пунктов «распыления» до мелких потребителей. Однако на рынке первичных перевозок роль автомобильного транспорта незначительна.

 

Основными факторами конкурентоспособности Группы являются:

 

·        более низкие издержки на единицу перекачиваемых нефтепродуктов, позволяющие устанавливать более низкий тариф за транспортировку;

·        возможность транспортировать крупные объемы нефтепродуктов;

·        надежность, безопасность и экологичность.

 

 

 

 

 

Взаимоотношения с нефтедобывающими предприятиями и компаниями при транспортировке нефтепродуктов

 

Таблица 4.2.1 Прием нефтепродуктов в систему за 2009 год в сравнении с 2008 годом.

 

 

 

тыс.тонн

Показатели

2008 год

2009 год

% к 2008 году

Прием нефтепродуктов:

в т.ч. ресурсы производства НПЗ

29 787,51

 

28 467,10

 

95,6

Ачинский

9,97

0,29

2,9

Киришинефтеоргсинтез

3 033,24

2 751,57

90,7

Куйбышевский НПЗ

2 026,11

1 932,17

95,4

Лукойл-НОРСИ

1 681,54

2 302,84

136,9

«Лукойл Пермьнефтепродукт» ОАО

6,04

0

-

Мозырский

86,30

85,03

98,5

Московский

2 610,65

2 733,25

104,7

Ново-Куйбышевский

1 686,99

1 292,97

76,6

Ново-Уфимский

1 410,71

1 546,53

109,6

Омский

4 300,82

3 937,49

91,6

Рязанский

2 828,53

2 803,68

99,1

Салаватнефтеоргсинтез

1 936,39

1 473,31

76,1

Славнефть-ЯНОС

1 456,67

1 910,66

131,2

Сторонние

31,76

46,35

145,9

Сызранский

1 217,73

758,89

62,3

ТАИФ-НК

787,46

837,59

106,4

Уфанефтехим

2 891,22

2 413,70

83,5

Уфимский

1 785,34

1 640,82

91,9

 

 

Сдача нефтепродуктов, в том числе по направлениям (пунктам назначения) в сравнении с уровнем 2008 года

 

 

 

тыс. тонн

Показатели

2008 год

2009 год

% к 2008 году

Сдача по направлениям, всего

в т.ч.

29 073,2

28 410,5

97,7

Для российских  потребителей

11 185,3

8 787,4

78,6

На экспорт всего:

в т.ч. по направлениям

17 887,9

19 623,1

 

109,7

 

Скрудалиена (Латвия)

5 057,6

3 844,2

76,0

Ньирбогдань (Венгрия)

673,6

656,6

97,5

НБ Украины

251,0

119,1

47,5

С-Петербург (Морпорт)

2 593,5

2 442,5

94,2

Приморск  (Морской терминал)

1 688,1

4 224,7

250,3

Нафтан (Белоруссия)

178,4

275,1

154,2

НБ Камбарка

 

435,3

 

НБ Промнефтьсервис

 

16,0

 

Брянск жд налив

619,5

690,2

111,4

Никольское жд налив

3 218,8

4 109,4

127,7

Гомель жд налив

1 616,1

1 716,7

106,2

Новоград-Волынский жд налив

1 357,9

642,1

47,3

Петропавловск жд налив

450,0

401,9

89,3

Челябинск жд (Казахстан)

183,4

49,3

26,9

 

До 2009 года производимое на российских НПЗ дизельное топливо Л-0,2-62 с фактическим содержанием серы до 2000 ppm, поставляемое на экспорт, использовалось на европейских НПЗ как сырьё для последующего производства дизельного топлива стандарта ЕВРО-5 для потребителей стран Евросоюза или в качестве печного топлива на промышленных предприятиях. С 1 января 2009 года в странах Евросоюза был введен запрет на использование в качестве печного топлива продукта с содержанием серы выше 1000 ppm. При этом на внешних рынках (Северо-Западной Европы и Средиземноморском) дизельное топливо с содержанием серы 1000 ppm торговалось с премией относительно дизельного топлива Л-0,2-62 с содержанием серы 2000 ppm.

 

Учитывая эти факторы, с целью достижения максимальной эффективности от экспорта дизельного топлива, а также принимая во внимание требования технического регламента, основные НПЗ Российской Федерации в 2009 году переориентировались на производство дизельного топлива Л-0,2-62 по ГОСТ 305-62 с фактическим содержанием серы до 1000 ppm в качестве экспортного продукта.

 

Вместе с нефтяными компаниями, НПЗ которых подключены к системе магистральных нефтепродуктопроводов, ОАО «АК «Транснефтепродукт» в мае – августе 2009 года осуществило плановый переход на транспортировку по системе магистральных нефтепродуктопроводов дизельного топлива Л-0,2-62 с фактическим содержанием серы до 1000 ppm.

 

При этом со стороны нефтяных компаний наметилась тенденция переориентации экспортных потоков в сторону российских морских портов и снижения объемов транспортировки в направлении портов прибалтийских государств. Так, в 2009 году существенно увеличились по сравнению с 2008 годом объемы транспортировки ДТ на экспорт в направлении НП «Никольское» (далее – порт Новороссийск) - на 0,9 млн. тонн и уменьшились в направлении НПС «Скрудалиена» (далее – порт Вентспилс) – на 1,2 млн. тонн.

 

На фоне снижения ресурсной базы дизельного топлива Л - 0,2 - 62 на подключенных НПЗ (Рязанская НПК, Уфимские НПЗ) в счет увеличения  производства низкосернистого ДТ с содержанием серы не более 10 ppm произошло увеличение объемов транспортировки в направлении порта Приморск - на 2,5 млн. тонн и НБ «Камбарка» (далее – железнодорожным транспортом в порт Высоцк) – на 0,4 млн. тонн.

 

Общее увеличение объемов транспортировки нефтепродуктов на экспорт в 2009 году составило 1,7 млн. тонн.

 

В 2009 году  наблюдалось  снижение объемов транспорта нефтепродуктов на внутренний рынок РФ (-2,4 млн. тонн) вследствие уменьшения спроса на нефтепродукты в целом, а также невозможности по технологическим причинам осуществлять одновременную транспортировку широкого спектра светлых нефтепродуктов (высокооктановых автомобильных бензинов и ДТ с меньшим содержанием серы, например, 500 ppm) по основной системе нефтепродуктопроводов.

 

Проблемы в части транспортировки нефтепродуктов в 2009 году.

 

В соответствии с техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (утвержден постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2008 года № 118) в 2009 году происходило изменение в структуре производства дизельных видов топлива на нефтеперерабатывающих предприятиях РФ.

 

Согласно требованиям технического регламента, с 1 января 2009 года не разрешен выпуск в оборот дизельного топлива ниже класса 2 (содержание серы не более 500 ppm) за исключением дизельного топлива с содержанием серы не более 2000 ppm, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, выпуск в оборот которого допускается в течение 3 лет со дня вступления в силу регламента.

 

Транспортировка ДТ с содержанием серы не более 500 ppm по основной системе нефтепродуктопроводов на внутренний рынок в 2009 году не осуществлялась вследствие невозможности по   технологическим причинам осуществлять перекачку партий малых объемов.

 

В 2009 году транспортировка дизельного топлива с содержанием серы не более 500 ppm осуществлялась от «Киришинефтеоргсинтеза» до ЛПДС «Красный Бор», НБ «Ручьи» и морского порта Санкт-Петербург, от Омского НПЗ в восточном направлении, от Московского НПЗ в направлении ЛПДС «Володарская» и по Московскому кольцевому нефтепродуктопроводу.

 

Транспортировка дизельного топлива с содержанием серы 500 ppm по основным направлениям (в том числе на экспорт) будет возможна в случае, если все НПЗ, сдающие дизельное топливо по данным направлениям, будут готовы обеспечить сдачу в систему МНПП продукта соответствующего качества.

 

Вследствие существенного уменьшения производства на подключенных НПЗ автомобильного бензина АИ-80 (-1,80 млн. тонн по сравнению с 2008 годом) в счет увеличения производства высокооктановых бензинов АИ-92 и выше (+ 2 млн. тонн по сравнению с 2008 годом) и невозможности перекачки АИ-92 по технологическим причинам объем транспортировки автомобильного бензина в страны Таможенного союза и на внутренний рынок России снизился в 2009 году на 0,7 млн. тонн.

 

Транспортировка дизельного топлива с содержанием серы 500 ppm по основным направлениям (в том числе на экспорт) будет возможна в случае, если все НПЗ, сдающие дизельное топливо по данным направлениям, будут готовы обеспечить сдачу в систему МНПП ДТ соответствующего качества.

 

 

С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков  «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений».

 

 

Транснефтепродукт