ПОСТАВКИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ТРУБОПРОВОДАМИ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Транснефетпродукт» предоставляет услуги по транспортировке светлых нефтепродуктов (дизельного топлива, бензина, авиакеросина), производимых на 17 нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), в том числе: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Российские НПЗ: · ОАО «Газпромнефть - Омский НПЗ»; · ОАО «Уфанефтехим»; · ОАО «НОВОЙЛ»; · ОАО «Уфимский НПЗ»; · ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»; · ОАО «Куйбышевский НПЗ» ; · ОАО «Новокуйбышевский НПЗ»; · ОАО «Сызранский НПЗ»; · ОАО «ТАИФ-НК»; · ОАО «ЛУКОЙЛ - Нижегороднефтеоргсинтез»; · ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез»; · ЗАО «Рязанская НПК»; · ОАО «Московский НПЗ»; · ООО «ЛУКОЙЛ – Пермнефтеоргсинтез»; · ОАО «СЛАВНЕФТЬ – ЯНОС»; - Белорусские НПЗ: · ОАО «Мозырский НПЗ»; · ОАО «Нафтан».
Группа транспортирует нефтепродукты как по прямым (от НПЗ до экспортного порта или потребителя), так и по смешанным транспортным схемам (от НПЗ – по трубопроводной системе Группы «Транснефтепродукт», затем железнодорожным транспортом). Расчет доли Группы на рынке услуг по транспортировке нефтепродуктов основан на первичной транспортировке от НПЗ и учитывает как прямые, так и смешанные схемы.
Группа оказывает услуги по транспортировке нефтепродуктов на внутренний рынок и на экспорт. В своей основной рыночной нише – экспортной логистике светлых нефтепродуктов – Группа «Транснефтепродукт» занимает лидирующее положение. Доля Группы компаний на рынке перевозок светлых нефтепродуктов на экспорт – около 44%, в частности, на рынке экспорта дизельного топлива с подключенных НПЗ – 72%.
Доли рынка Группы компаний «Транснефтепродукт» (прямые и смешанные схемы, по объему первичного транспорта).
При транспортировке нефтепродуктов на экспорт и на региональные рынки России основным конкурентом Группы компаний «Транснефтепродукт» является железнодорожный транспорт. В настоящее время на его долю приходится около 70% перевозок светлых нефтепродуктов. Доля Группы составляет около 25% перевозок светлых нефтепродуктов. Конкурентные преимущества Группы – возможность транспортировки крупных партий по сравнительно низкой цене, в том числе непосредственно до экспортных терминалов (Приморск, Вентспилс, Санкт-Петербург). К основным факторам конкурентоспособности Группы относится более высокая надежность, безопасность и экологичность нефтепродуктопроводного транспорта.
Конкурентное преимущество железнодорожного транспорта – возможность относительно более быстрой доставки, способность транспортировки небольших партий нефтепродуктов любой спецификации с полным сохранением качества, а также большая разветвленность сети железных дорог по сравнению с системой магистральных нефтепродуктопроводов.
Другим конкурентом Группы в перевозках нефтепродуктов на дальние расстояния является водный транспорт. Однако вследствие несовпадения направлений концентрированных грузопотоков нефтепродуктов с начертанием внутренних водных путей, а также, принимая во внимание весьма короткий срок их навигации (не более 3-4 месяцев), этот вид транспорта серьезной конкуренции нефтепродуктопроводам не создает. Его доля на рынке транспортировки светлых нефтепродуктов в настоящее время около 2%, а в первичных перевозках – еще менее.
На коротких расстояниях, главным образом, во внутриобластном сообщении конкуренцию Группе компаний «Транснефтепродукт» создает автомобильный транспорт, преимуществом которого является возможность осуществления перевозок нефтепродуктов от «двери» до «двери», в частности, от НПЗ, нефтебаз и пунктов «распыления» до мелких потребителей. Однако на рынке первичных перевозок роль автомобильного транспорта незначительна.
Основными факторами конкурентоспособности Группы являются:
· более низкие издержки на единицу перекачиваемых нефтепродуктов, позволяющие устанавливать более низкий тариф за транспортировку; · возможность транспортировать крупные объемы нефтепродуктов; · надежность, безопасность и экологичность.
Взаимоотношения с нефтедобывающими предприятиями и компаниями при транспортировке нефтепродуктов
Таблица 4.2.1 Прием нефтепродуктов в систему за 2009 год в сравнении с 2008 годом.
Сдача нефтепродуктов, в том числе по направлениям (пунктам назначения) в сравнении с уровнем 2008 года
До 2009 года производимое на российских НПЗ дизельное топливо Л-0,2-62 с фактическим содержанием серы до 2000 ppm, поставляемое на экспорт, использовалось на европейских НПЗ как сырьё для последующего производства дизельного топлива стандарта ЕВРО-5 для потребителей стран Евросоюза или в качестве печного топлива на промышленных предприятиях. С 1 января 2009 года в странах Евросоюза был введен запрет на использование в качестве печного топлива продукта с содержанием серы выше 1000 ppm. При этом на внешних рынках (Северо-Западной Европы и Средиземноморском) дизельное топливо с содержанием серы 1000 ppm торговалось с премией относительно дизельного топлива Л-0,2-62 с содержанием серы 2000 ppm.
Учитывая эти факторы, с целью достижения максимальной эффективности от экспорта дизельного топлива, а также принимая во внимание требования технического регламента, основные НПЗ Российской Федерации в 2009 году переориентировались на производство дизельного топлива Л-0,2-62 по ГОСТ 305-62 с фактическим содержанием серы до 1000 ppm в качестве экспортного продукта.
Вместе с нефтяными компаниями, НПЗ которых подключены к системе магистральных нефтепродуктопроводов, ОАО «АК «Транснефтепродукт» в мае – августе 2009 года осуществило плановый переход на транспортировку по системе магистральных нефтепродуктопроводов дизельного топлива Л-0,2-62 с фактическим содержанием серы до 1000 ppm.
При этом со стороны нефтяных компаний наметилась тенденция переориентации экспортных потоков в сторону российских морских портов и снижения объемов транспортировки в направлении портов прибалтийских государств. Так, в 2009 году существенно увеличились по сравнению с 2008 годом объемы транспортировки ДТ на экспорт в направлении НП «Никольское» (далее – порт Новороссийск) - на 0,9 млн. тонн и уменьшились в направлении НПС «Скрудалиена» (далее – порт Вентспилс) – на 1,2 млн. тонн.
На фоне снижения ресурсной базы дизельного топлива Л - 0,2 - 62 на подключенных НПЗ (Рязанская НПК, Уфимские НПЗ) в счет увеличения производства низкосернистого ДТ с содержанием серы не более 10 ppm произошло увеличение объемов транспортировки в направлении порта Приморск - на 2,5 млн. тонн и НБ «Камбарка» (далее – железнодорожным транспортом в порт Высоцк) – на 0,4 млн. тонн.
Общее увеличение объемов транспортировки нефтепродуктов на экспорт в 2009 году составило 1,7 млн. тонн.
В 2009 году наблюдалось снижение объемов транспорта нефтепродуктов на внутренний рынок РФ (-2,4 млн. тонн) вследствие уменьшения спроса на нефтепродукты в целом, а также невозможности по технологическим причинам осуществлять одновременную транспортировку широкого спектра светлых нефтепродуктов (высокооктановых автомобильных бензинов и ДТ с меньшим содержанием серы, например, 500 ppm) по основной системе нефтепродуктопроводов.
Проблемы в части транспортировки нефтепродуктов в 2009 году.
В соответствии с техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (утвержден постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2008 года № 118) в 2009 году происходило изменение в структуре производства дизельных видов топлива на нефтеперерабатывающих предприятиях РФ.
Согласно требованиям технического регламента, с 1 января 2009 года не разрешен выпуск в оборот дизельного топлива ниже класса 2 (содержание серы не более 500 ppm) за исключением дизельного топлива с содержанием серы не более 2000 ppm, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, выпуск в оборот которого допускается в течение 3 лет со дня вступления в силу регламента.
Транспортировка ДТ с содержанием серы не более 500 ppm по основной системе нефтепродуктопроводов на внутренний рынок в 2009 году не осуществлялась вследствие невозможности по технологическим причинам осуществлять перекачку партий малых объемов.
В 2009 году транспортировка дизельного топлива с содержанием серы не более 500 ppm осуществлялась от «Киришинефтеоргсинтеза» до ЛПДС «Красный Бор», НБ «Ручьи» и морского порта Санкт-Петербург, от Омского НПЗ в восточном направлении, от Московского НПЗ в направлении ЛПДС «Володарская» и по Московскому кольцевому нефтепродуктопроводу.
Транспортировка дизельного топлива с содержанием серы 500 ppm по основным направлениям (в том числе на экспорт) будет возможна в случае, если все НПЗ, сдающие дизельное топливо по данным направлениям, будут готовы обеспечить сдачу в систему МНПП продукта соответствующего качества.
Вследствие существенного уменьшения производства на подключенных НПЗ автомобильного бензина АИ-80 (-1,80 млн. тонн по сравнению с 2008 годом) в счет увеличения производства высокооктановых бензинов АИ-92 и выше (+ 2 млн. тонн по сравнению с 2008 годом) и невозможности перекачки АИ-92 по технологическим причинам объем транспортировки автомобильного бензина в страны Таможенного союза и на внутренний рынок России снизился в 2009 году на 0,7 млн. тонн.
Транспортировка дизельного топлива с содержанием серы 500 ppm по основным направлениям (в том числе на экспорт) будет возможна в случае, если все НПЗ, сдающие дизельное топливо по данным направлениям, будут готовы обеспечить сдачу в систему МНПП ДТ соответствующего качества.
С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений».
Транснефтепродукт
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||