Нами было выявлено лишь несколько крупных компаний работающих в данной области. И приведенные данные указаны на основании оценок самих этих компаний. Объемы восстанавливаемых компанией бочек незначительны, и ими можно пренебречь. Надо сразу отметить, что все компании (за исключением одной), оказывающие услуги по восстановлению б/у тары, ограничиваются лишь отмывкой и, в лучшем случае, отпариванием тары. Единственная компания-восстановитель, обладающая компрессором для исправления механических повреждений – ООО «Фроста». При этом, таким образом, исправляется минимальное количество бочек, так как эта операция не всегда выгодна. Намного легче бочки с механическими повреждениями отправлять на металлолом, а бочки, не имеющие таковых, после минимальных усилий по отмывке отправлять снова на рынок. Существуют три схемы работы компаний по восстановлению б/у тары. Первую можно назвать «стихийной». Она соответствует работе подавляющего числа предприятий этой сферы. Представители компаний, работающих по этой схеме, контактируют с предприятиями, в крупных объемах потребляющих бочки, и запрашивают у них б/у тару (часто без вознаграждения) на условиях самовывоза. После минимальных операций по восстановлению – отмывки – бочки, не имеющие механических повреждений, отправляются сразу на рынок, бочки с таковыми – на металлолом. Компании-последователи этой схемы не имеют никаких договоров ни с заказчиками б/у тары, ни с ее поставщиками. Условно эта схема отражена ниже. Схема «стихийной» работы компаний, оказывающих услуги по восстановлению б/у тары
Источник: данные опроса восстановителей б/у тары Таким образом, компания, оказывающая услуги по восстановлению тары, самостоятельно находят предприятия, желающие избавиться от ненужной тары, и на условиях самовывоза забирает бесплатно б/у тару (или за символическую плату). После тривиальных итераций по отмывке или, в лучшем случае, по отпариванию, бочки попадают потребителям б/у, а не подлежащие восстановлению бочки, имеющие механические повреждения, сдаются операторам на рынке металлолома. Стоит сказать, что в редких случаях компании, находящиеся в большом кругу слева, одновременно находятся и в маленьком кругу справа, поскольку рынок б/у тары специфичен, и потребителями на нем выступает отдельная группа предприятий, чаще относящихся к малому и среднему бизнесу. Вторую схема – это работа по объявлению. Компания восстановитель размещает объявления как о скупке использованной тары, так и о продаже восстановленной тары. По такой схеме работает меньшее число компаний, так как в случае такой работы, контролирующим органом легче получить информацию о деятельности компаний, то есть для работы по этой схеме необходимо обладать всеми лицензиями и разрешениями. Основные положения этой схемы представлены на рисунке ниже. Схема работы «по объявлению» Отличие этой схемы от первой в том, что сами потребители веществ в бочках, действующие по объявлению, или, имея информацию по каким-либо другим каналам (компания, оказывающая услуги по восстановлению – крупная и известная) о возможности сбыта использованных бочек, сама доставляет тару компании-восстановителю и получает за это деньги. Естественно, в этом случае сам потребитель веществ в металлических бочка является мелкой или средней компанией, поскольку в том случае, если завод-потребитель веществ в бочках крупный, то компания восстановитель сама осуществляет вывоз тары, по той причине, что речь идет о крупных партиях. |
Сбыт компанией восстановителем соответствует первой схеме, с той разницей, что в кругу слева и в кругу справа могут оказываться одни и те же компании. Третья схема – договорная схема, наиболее цивилизованная из всех перечисленных. Ее последователи – наиболее крупные компании, восстанавливающие тару. Они оказывают услуги по восстановлению средним по размерам компаниям. Выглядит она следующим образом. «Договорная» схема работы
Здесь поставщик использованной тары и потребитель восстановленной тары один и тот же. Работа предприятия, восстанавливающего тару, зависит от условий договора. Естественно, ни один из восстановителей не работает только по одной из схем. Крупные компании чаще всего совмещают все три схемы работы. Чем крупнее компания, чем больше предпосылок работать на законных основаниях, тем больше схем работы можно использовать. Стоит упомянуть, что существует еще одна схема, однако, она не связана с мытьем и восстановлением тары. Существуют компании, которые, скупают тару, использующуюся под конкретный продукт, в данном случае, под нефтяные масла или растворители. Возвращают ее промежуточному потребителю (обычно, мелкой или средней компании) и тара используется повторно. Подобных компаний - порядка 25-30. Все затраты работы таких компаний связаны с логистикой. Так, схема работы таких предприятий выглядит следующим образом. Схема возврата, не связанная с восстановлением
Однако представленная схема работы не связана с восстановлением или хотя бы отмывкой тары. В этой связи, мы просто ограничимся упоминанием о ней и не будем в дальнейшем рассматривать их подробно. Представим факторы, препятствующие развитию рынка восстановленной тары. Факторы, препятствующие развитию рынка восстановленной тары В качестве условий, препятствующих восстановлению б/у тары все компании, работающие на этом рынке, выделили следующее: 1) негативное влияние деятельности компаний на экологию; 2) отсутствие желания у крупных компаний приобретать восстановленную тару; 3) высокие затраты на логистику. Первый фактор связан со сложностями получения разрешения на слив промывочных вод. Проблема в том, что эти воды следует куда-то девать, что неизбежно влечет нарекания со стороны контролирующих структур – санэпидемстанций. В этой связи необходимы материальные затраты как на штрафы, так и на поддержание работы самих контролирующих органов. Выходом из этой ситуации является строительство очистных сооружений. Для большинства компаний это связано с запретительно высокими издержками. Второй фактор – одна из основных причин, если не главная, в результате влияния которой рынок восстановления тары развит слабо. Крупные компании с недоверием относятся к тому качеству восстановления, что компании, оказывающие эти услуги, предлагают в настоящее время. Для крупных потребителей бочек приобретение новой тары кажется намного привлекательней, чем довериться сомнительному по качеству восстановлению тары. В этой связи, для успеха на этом рынке необходимо переломить сознание руководителей крупных компаний потребителей, доказать, что не вся восстановленная тара сомнительного качества, что покупка восстановленной тары выгодна и что продукты, находящиеся в восстановленной таре нисколько не утрачивают своих полезных свойств. С другой стороны, руководители крупных предприятий испытывают опасения, что приобретение пусть и качественной, но б/у тары может негативно сказаться на имидже самой компании. Эта наиболее сложный для решения вопрос. Решение возможно при активном продвижении собственных услуг на данном рынке. Третий фактор, связанный с логистикой, наиболее простой. При достаточных объемах, грамотном персонале и его слаженной работе, он легко разрешим сам по себе. www.newchemistry.ru |