РЫНОК БЕНЗИНА В УКРАИНЕ |
Согласно данным Министерства энергетики и угольной промышленности, запасы бензина на складах НПЗ по состоянию на 20 июня текущего года составили 34,5 тыс. тонн. |
Это сопоставимо всего с тремя днями национального потребления, тогда как традиционным для отрасли является декадный — двухнедельный запас. Статистика стала очевидным подтверждением того, о чем неоднократно заявляли трейдеры и эксперты, и во что чиновники отказывались верить: в Украине уже практически целый месяц существует острая недостаточность предложения оптовых партий самых популярных бензинов марок А-92 и А-95 украинского производства. Именно этот фактор, по мнению экспертов, не позволил украинскому топливному рынку в полной мере ощутить на себе падение цен на нефть в мире, которое наблюдалось в мае, поскольку нехватка отечественного ресурса компенсировалась за счет более дорогих импортных поставок. Парадоксально, но еще в конце апреля отечественные нефтепереработчики на фоне частичной остановки на ремонт Мозырского НПЗ, топливного кризиса в России прогнозировали возможный дефицит высокооктана в ближайшие месяцы. Так, представители «ТНК-ВР Коммерс» публично заявляли о предпосылках для возникновения дефицита нефтепродуктов в Украине. В то же время нефтепереработчики сообщали, что их продукция стабильно поступает в рынок, и они готовы увеличить переработку. Но получилось иначе: украинского топлива на рынке найти практически невозможно. «Наблюдается ярко выраженная нехватка ресурса на внутреннем рынке, которую нашей компании на данный момент удается компенсировать за счет имеющихся запасов в собственных нефтехранилищах, а также благодаря дополнительным (спотовым) поставкам импортного продукта. В сложившейся ситуации особенно страдает наше оптовое направление: объемы отгрузок в этом секторе упали до беспрецедентных размеров»,— говорит коммерческий директор компании «Параллель» Лариса Степанцова. Аналогичная ситуация и у других игроков рынка, опрошенных «i». Одновременно, согласно исследованию Консалтинговой компании «А-95», причиной значительного сокращения запасов на НПЗ является массированный экспорт бензинов А-92 и А-95 в Россию. По данным Гостаможслужбы, экспорт бензина А-92 производства ЧАО «ЛИНИК» (ТНК-ВР) в мае текущего года составил 89,6 тыс. т, бензина А-95 — 10,9 тыс. т. Это составляет 75% от майского объема производства бензина данным НПЗ, на который в мае пришлось более половины национального производства нефтепродуктов. В официальном сообщении «ТНК-BP Коммерс» называет причиной массированного экспорта то, что давальческая переработка российской нефти стала единственным путем выживания принадлежащего ТНК-ВР Лисичанского НПЗ и позволила загрузить его мощности. Сообщения о дефиците топлива компания считает провокацией, направленной на разогрев рынка импортерами с целью повышения цен. С этим не согласен президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук. По его данным, экспортная стоимость лисичанских бензинов по майским контрактам была в среднем ниже на 1000 грн./т, чем средние оптовые цены украинского рынка. Таким образом, на экспорте 100 тыс. т бензина компания фактически недополучила $12,5 млн. дохода. «На мой взгляд, заведомо невыгодные экспортные поставки (по сравнению с продажей в Украине) могут быть объяснены лишь тем, что компания выполняла распоряжение головного офиса «ТНК-ВР» по ликвидации дефицита топлива, возникшего в РФ, пожертвовав тем самим нуждами украинских потребителей»,— считает он. По его словам, трейдеры сегодня вынуждены срочно переориентироваться на импортный ресурс, так как украинский взять негде. Напряженность на российском рынке сохраняется, в связи с чем эксперты уверены в дальнейшем экспорте топлива из Украины. «Трагедии в этом нет, просто НПЗ должны рассказать, сколько они произведут и куда распределят топливо, сколько оставят на внутреннем рынке»,— говорит Сергей Куюн из «Консалтинговой группы А-95», отмечая, что это позволит участникам рынка понять, где закупать топливо в преддверии сезонного пика потребления. Опрошенные «i» эксперты считают, что, несмотря на текущий дефицит, роста цен на бензоколонках удастся избежать благодаря увеличению импортных поставок из Беларуси, Литвы и Румынии.
C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России». C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России» C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России». http://markets.eizvestia.com |