МАЛОТОННАЖНЫЕ СПГ-ТЕХНОЛОГИИ |
Новый, беструбопроводный способ без проблем позволит газифицировать самые отдаленные поселки региона. В дальнейшем ноу-хау Газпрома получит более широкое распространение. В частности, продуктом заинтересовались РЖД, которые планируют использовать сжиженный газ для заправки тепловозов. Также предполагается, что СПГ станет популярным и у автомобилистов. |
К началу отопительного сезона 2011-2012 годов Газпром трансгаз Екатеринбург введет в Свердловской области инновационную систему газоснабжения населенных пунктов с использованием сжиженного природного газа (СПГ). Проект альтернативной газификации стартует с поселка Староуткинский (поселок входит в программу газификации ОАО «Газпром»), где в настоящий момент строятся три модульноблочных котельных для работы с СПГ. СПГ-технологии – беструбопроводная газификация – называют способом транспортировки природного газа 21 века. Сжиженный природный газ (сжиженный путем резкого охлаждения до температуры минус 161 градус Цельсия) позволяет перевести на газовое топливо котельные в отдаленных населенных пунктах без прокладки газопроводов и строительства ГРС (газорасперделительных станций). «Использование СПГ дает возможность газифицировать населенные пункты без использования привычных газопроводов, строительство которых – весьма затратный проект. И там, где тянут газопровод экономически нецелесообразно, применяются СПГ. За последние 10 дет технологии сжижения и транспортировки газа Газпромом были отработаны и сертифицированы», – пояснил генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» Давид Гайд. СПГ – обычный метан, сжиженный с использованием специальной технологии. Объем газа в жидкоагрегатном состоянии в 600 раз меньше, чем в обычном состоянии. И уникальные свойства СПГ позволяют осуществлять его адресные поставки в отдаленные населенные пункты автомобильным транспортом (любым объемом), с дальнейшим использованием в котельных, где строятся пункты регазификации (процесс перевода СПГ в обычный газ). Коммерческий продукт Газпрома – СПГ – имеет ряд значительных преимуществ от традиционной газификации – рентабельность, компактность, безопасность (СПГ в два раза легче воздуха, при утечках стремиться вверх, не образуя взрывоопасную смесь). Также использование СПГ не подразумевает оформление землеотвода для газопровода. К минусам технологий будущего сами газовики относят тот факт, что стоимость одного кубометра СПГ в 5-6 раз выше кубометра «традиционного газа», но данная цифра озвучивается без учета затрат на строительство газопроводов к отдаленным объектам. Пилотный проект использования малотоннажного СПГ был реализован ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» при замене угольной котельной оздоровительного комплекса «Озеро Глухое» (Первоуральский городской округ) в 2001 году. Для перевода котельной на газовое топливо традиционным способом пришлось бы строить газопровод на территории «леса первой категории», поэтому было принято решение опробовать инновационную технологию. Непосредственно производство СПГ было запущено на автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС) в Первоуральске, а на базе «Озеро Глухое» был построен комплекс по подаче и регазификации сжиженного природного газа. «Вариант строительства комплекса по производству СПГ на АГНКС и комплекса по хранению СПГ и его регазификации на данном объекте, явился оптимальным решением по газификации оздоровительного комплекса «Озеро Глухое», – подчеркивают в пресс-службе ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург». Позднее, в рамках инновационного форума «Иннопром-2010», между правительством Свердловской области и руководством «Газпром трансгаз Екатеринбург» было подписано соглашение по газификации отдаленных населенных пунктов Свердловской области с использованием СПГ. «До 2020 года объем вложений в газификацию населенных пунктов региона должен составить около 60 млрд. рублей. Соглашение предусматривает использование сжиженного природного газа для беструбопроводной газификации целого ряда объектов», – сообщил в ходе своего выступления на «Иннопроме-2010» председатель правительства Свердловской области Анатолий Гредин. Для производства необходимого количества СПГ в декабре 2010 года в Екатеринбурге (на базе ГРС-4) был запущен в опытно-промышленную эксплуатацию комплекс по производству сжиженного природного газа. «Производственная мощность комплекса – 3 тыс. килограмм СПГ в час. Пока основными потребителями нашей продукции являются среднеуральские промышленные предприятия, вставшие на ремонт, при котором нельзя останавливать технологический производственный процесс. Мы их мобильно обеспечиваем газоснабжением с использованием СПГ», – пояснил директор комплекса по производству СПГ Марк Юмшанов и добавил, что комплексов, подобных среднеуральскому, в России не более 10. Стоит отметить, что область применения СПГ за последние годы значительно расширилась. Это не только беструбопроводная газификация населенных пунктов, предприятий коммунального сектора и промышленных предприятий, но и выполнение плановых или аварийных ремонтных работ на газопроводах без прекращения подачи газа с использованием мобильных регазификаторов. Так, мобильные установки по подаче и регазификации СПГ уже не раз использовались на социально значимых объектах и предприятиях Режа, Каменск-Уральского, Невьянска, Первоуральска и др. Также одно из перспективных направлений применения СПГ – использование сжиженного природного газа в качестве газомоторного топлива. «Газ, являясь одним из самых дешевых видов топлива, производится на АГНКС. Там же выполняется отчистка, осушка и сжатие газа до давления 200 кг/см2. На сегодняшний день ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» осуществляет эксплуатацию 28 АГНКС, расположенных в Свердловской, Челябинской, Курганской и Оренбургской областях», – поясняют специалисты уральской дочки «Газпрома». Первая заправка с применением СПГ будет запущена в ближайшее время на первоуральской АГНКС, где в настоящий момент идет реконструкция. В дальнейшем производственная мощность АГНКС составит от 800 килограмм до 1 тонны СПГ в час. Помимо этого ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД» стали авторами совместной программы, которая предусматривает организацию на полигоне Свердловской железной дороги опытной эксплуатации тепловозов на сжиженном природном газе и компримированном природном газе, то есть вместо традиционного топлива железнодорожники планируют уже в ближайшем будущем широко использовать коммерческий продукт Газпрома. Справка: Потребность в разработке технологий малотоннажного СПГ возникла в начале 1990-х годов, когда на рынке альтернативных моторных топлив резко упало потребление компримированного природного газа. Средняя загрузка АГНКС снизилась с 30% до 3%. Специалисты ОАО «Газпром» предложили задействовать простаивающие мощности для производства СПГ, что позволило бы выпускать примерно 6-8 тыс. тонн сжиженного природного газа в год. Целенаправленные работы по освоению технологий малотоннажного СПГ велись на предприятиях «Газпрома» с 1993 года. В 1998 году «Лентрансгаз» (в настоящий момент «Газпром трансгаз Санкт-Петербург») начал коммерческие поставки СПГ. Потребителями сжиженного газа стали предприятия с энергоемким производством, расположенные в радиусе 200 км от станции. В 2001 году пилотный проект по использованию СПГ был запущен силами «Газпром трансгаз Екатеринбург» (на базе АГНКС «Первоуральск»).
Екатерина Кураева НЭП 08 |