БУДУЩЕЕ И НАСТОЯЩЕЕ «ТАНЕКО»


Проект комплекса ТАНЕКО, ориентированный на переработку тяжелой высокосернистой нефти, предусматривает поэтапное строительство технологически связанных нефтеперерабатывающего и нефтехимического блоков.


ТАНЕКО намерен перерабатывать 14 млн тонн нефти в год из добываемых в Татарстане (РТ) 32 млн тонн в год. Строящийся комплекс имеет стратегическое значение для "Татнефти",  имевшей незначительные собственные перерабатывающие мощности. (Миннибаевский ГПЗ и Елховский НПЗ) За счет ввода ТАНЕКО в промышленную эксплуатацию "Татнефть" переходит в категорию ВИНК полного цикла (добыча-переработка-сбыт). После решения властей об изменении формулы расчета экспортных пошлин на нефтепродукты сроки реализации проекта могут несколько измениться из-за необходимости изменения схемы его финансирования. Эксперты, тем не менее, убеждены, что "Татнефть", которая является основным акционером и инвестором комплекса, сможет решить проблему. В свою очередь, глава РТ Рустам Минниханов на состоявшейся 28 мая встрече с председателем правительства РФ Владимиром Путиным подтвердил главное -- к 2016 году глубина переработки нефти на ТАНЕКО будет доведена до 97-98%.

 

В октябре 2010 года ТАНЕКО завершил строительство инфраструктурных объектов (товарно-сырьевых парков, объектов ОЗХ и инженерных коммуникаций) и ввел в пробную эксплуатацию первую очередь нефтеперерабатывающего блока мощностью 7 млн тонн в год. Старт работы завода дал присутствовавший на открытии президент РФ Дмитрий Медведев. Первая продукция -- нафта и "топливо технологическое экспортное" были получены 31 декабря 2010 года. На данном этапе на заводе идут пуско-наладочные работы необходимые для ввода завода в промышленную эксплуатацию.

 

Параллельно с отладкой режимов установки первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-7, идет строительство комплекса гидрокрекингатяжелого газойля мощностью 2,9 млн тонн в год, который позволит увеличить глубину переработки нефти. Примечательно, что оба реактора для гидрокрекинга впервые были произведены в РФ (группой "Уралмаш-Ижора"). Завершение строительства установки намечено на 2013 год, после чего завод сможет выпускать прямогонную нафту, углеводородный газ, вакуумный газойль для дальнейшей переработки, а так же печное топливо, топочный мазут, керосиновую и дизельную фракции, гранулированную серу и гудрон.

 

Для "Татнефти" уже построен магистральный нефтепровод протяженностью 118 км, который связал НПЗ ТАНЕКО с нефтеперекачивающей станцией "Калейкино", входящей в систему "Транснефти", резервуарный парк емкостью 50 тыс.куб. и приемо-сдаточный пункт в Нижнекамске. Построен также продуктопровод протяженностью 183 км, рассчитанный на отгрузку продукции в объеме 2,7 млн тонн в год, железная дорога длиной 26 км и мост через реку Тунгуча.

 

По мнению экспертов, площадка для строительства ТАНЕКО выбрана очень удачно. Развитая сеть трубопроводов, а так же автомобильных и железных дорог обеспечит удобные поставки продукции для российских потребителей и на экспорт. Не менее важно, что река Кама, рядом с руслом которой строится комплекс, пол года открыта для судоходства. А Кама, в свою очередь, впадает в Волгу и систему судоходных каналов, через которые возможна отгрузка в бассейны Черного и Балтийского моря.

Весь объем автобензинов ТАНЕКО будет поставляться на внутренний рынок, а 5,5 млн тонн дизтоплива из производимых 6,6 млн тонн и 0,8 млн тонн реактивного топлива из 2,1 млн будут поставляться на экспорт.

 

Дублер

 

Вторая очередь нефтеперерабатывающего блока ТАНЕКО, согласно идее инициаторов проекта, предусматривает увеличение мощности переработки нефти с 7 до 14 млн тонн в год за счет строительства зеркальной копии первой очереди. Напомним, что изначально перерабатывающий блок ТАНЕКО проектировался в расчете на переработку 7 млн тонн нефти в год. Как ранее заявлял генеральный директор "ВНИПИнефть" (генеральный проектировщик комплекса ТАНЕКО) Владимир Капустин, увеличение мощности вдвое позволяет увеличить чистую прибыль втрое и сократить срок окупаемости капитальных затрат.

 

По словам Капустина, новая стратегия, направленная на удвоение мощности НПЗ ТАНЕКО, появилась в связи с потребностью малых нефтяных  компаний республики в возможности переработки добываемой ими нефти (объем добычи малых компаний РТ составляет около 7 млн тонн в год), а так же, в связи с необходимостью уменьшения доли высокосернистой нефти (к 2030 году ее в Татарстане будет добываться 14 млн тонн) в экспортных трубопроводах и замещения экспорта нефти экспортом нефтепродуктов.

Перспектива "спасения" малых компаний за счет ТАНЕКО выглядит, конечно, не убедительно (вряд ли "Татнефть", равно как и любая другая НК, может быть заинтересована в содействии конкурентам), однако остальные доводы разработчиков не могли не понравится российским властям, которые в итоге согласились поддержать изменения в проекте ТАНЕКО. Предполагалось, что удвоение мощности не приведет к удвоению стоимости проекта, поскольку механизм строительства отработан на первой очереди, а заложенные инфраструктурные объекты позволяют принять дополнительную нагрузку: строительство второй очереди НПЗ предполагается на площадке, предназначавшейся для нефтехимического производства (которое будет перенесено на другую площадку в 5 км от НПЗ), а диаметр нефтепровода (720 мм), построенного для ТАНЕКО на первом этапе, позволяет увеличить объем прокачки нефти с 7 до 14 млн тонн нефти в год.

 

Схемы

 

Финансирование проекта "Татнефть" осуществляет за счет собственных и заемных средств. Затраты на строительство первой очереди составили 170 млрд. руб. (всего в проект уже инвестировано 189 млрд. руб.). Но для завершения строительства, по словам генерального директора "Татнефти" Шафагата Тахаутдинова, требуется еще около 100 млрд. руб. Недавнее решение российских властей о выравнивании, с июля текущего года, пошлин на светлые и темные нефтепродукты до уровня 66% от пошлин на нефть (при этом, пошлина на сырую нефть должна снизиться на 5-7%), может осложнить финансирование ТАНЕКО: рентабельность нового производства снизится, в то время как в финансирование второй очереди закладывались доходы от эксплуатации первой.

Часть потерь доходов от экспорта нефтепродуктов у "Татнефти", равно как и других нефтяных компаний, будет компенсироваться за счет снижения пошлин на экспорт нефти. Тем не менее, г-н Тахаутдинов полагает, что российские власти должны сделать исключение для строящихся НПЗ, и надеется получить компенсацию в какой-либо форме за увеличение пошлин на темные нефтепродукты.

 

По словам заместителя главы Минфина Сергея Шаталова - варианты компенсаций рассматриваются. Не исключается, в частности, возможность предоставления льгот в виде снижения НДПИ по некоторым видам нефти, а также по тарифам на транспортировку нефти. Но, пока конкретного ответа от властей не получено, "Татнефть" ради финансирования ТАНЕКО продала одно из своих самарских месторождений нефти, а акционеры "ТАНЕКО", на годовом собрании 25 мая текущего года, приняли решение направить на развитие производства чистую прибыль за 2010 год в размере 96 млн руб.

Еще одним источником финансирования ТАНЕКО может стать продажа "Татнефтью" принадлежащих ей акций (7,8% голосующих и 48,5% привелигированных) Московского НПЗ его новому собственнику - "Газпром нефти"". Ведь вполне очевидно, что Московский НПЗ относится теперь к непрофильным активам "Татнефти". Правда, нельзя исключать и несколько иной поворот: из-за весеннего топливного кризиса, прокатившегося по стране, власти вынуждены были ограничить экспорт светлых нефтепродуктов на май и задуматься о сохранении высокой экспортной пошлины на светлые нефтепродукты. Если это произойдет, то повышение пошлин на темные -- очередной раз будет отложено, что обеспечит некоторый резерв времени, который позволит "Татнефти" либо изыскать удобные источники финансирования ТАНЕКО, либо дождаться все-таки компенсаций от власти.

 

 Проект строительства комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске инициирован в 2005 году в рамках программы развития нефтегазохимического комплекса Татарстана. Реализация проекта начата согласно решению Совета безопасности РТ от 9 июня 2005 года, постановлению Кабинета Министров РТ и соответствующему решению совета директоров "Татнефти". В 2006 году проект получил федеральный статус. На развитие внешней инфраструктуры комплекса  из Инвестиционного фонда Российской Федерации выделено 16,5 млрд. руб. Генеральным проектировщиком проекта ТАНЕКО стал "ВНИПИнефть", финансовым консультантом -- банк "Зенит", главным инвестором и координатором - "Татнефть", выигравшая конкурс на софинансирование объектов внешней инфраструктуры комплекса (строительство нефтепровода протяженностью 118,2 км, реконструкцию продуктопровода протяженностью 188 км и строительство внешних железнодорожных путей длиной 39,6 км).

 

Блок первичной переработки нефти будет включать: включающий установку гидроочистки нафты, керосина и дизельного топлива, производства серы и установки ароматического комплекса для производство ароматических углеводородов.

Блок глубокой переработки нефти предусматривает строительство установок замедленного коксования, производства водорода, гидрокрекинга тяжелых дистиллятов, гидроочистки тяжелого газойля коксования, каталитического флюидкрекинга, сернокислотного алкилирования, регенерации серной кислоты, газификации нефтяного кокса и когенерации, производства базовых масел. Предусмотрена глубина переработки сырья на уровне 97% (средний показатель по отрасли РФ -- 72%). Индекс Нельсона, который характеризует сложность объекта, составит 15 единиц (в среднем по РФ -- 3-8). По словам генерального директора ТАНЕКО Хамзы Багманова, здесь предусмотрен выпуск 18 видов продукции высокого передела нефти, отвечающих требованиям стандартов ЕВРО-5 (см. "Виды продукции, предусматриваемые проектом ТАНЕКО).

Нефтехимический завод будет ориентирован на производство полипропилена, линейных алкилбензолов, чистой терефталевой кислоты и полиэтилентерефталата, которые, в свою очередь, поступят для дальнейшей переработки на малые и средние предприятия Татрстана. Генеральный директор ОАО "Татнефть" Шафагат Тахаутдинов заявил о планах компании организовать производственный кластер по переработке нефтехимического сырья, которое будет выпускать ТАНЕКО. Речь идет о производстве товаров широкого применения - строительных материалов, комплектующих для автомобильной и медицинской промышленности, промышленной и бытовой химии, масел и др. Таким образом, ТАНЕКО позволит региону избавиться от сырьевого крена в пользу преобладания перерабатывающих отраслей. Новая продукция позволит заместить импорт и обеспечит производство новых видов химической продукции.

 

Экологический аспект

 

По поручению "Татнефти"  ТАНЕКО  выступил заказчиком разработки "Проекта единого тома предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу" и  "Проекта единой санитарно-защитной зоны (С33) предприятий Нижнекамского промышленного узла". Оба получили положительные заключения надзорных органов РТ и утверждены Федеральной службой Роспотребнадзора. Экологическую экспертизу проводил международный экологический консультант ERM Eurasia Limited.

В проект комплекса заложены новейшие подходы к решению экологических проблем. Они позволили достичь максимального сокращения выбросов. При проектировании комплекса особое внимание было уделено многоуровневой системе непрерывного экологического мониторинга. Современное оборудование будет вести контроль за атмосферным воздухом, поверхностными и подземными водами, почвой и следить за физическими факторами. Важная функция экологического щита отведена  зеленым насаждениям: уже высажено более 1,5 млн саженцев, а общая площадь "щита" составит 500 Га.

 

Затраты на строительство системы эко-защиты ТАНЕКО составляют более 12% стоимости проекта, из них на охрану атмосферного воздуха израсходовано  14,9 млрд.руб., водных ресурсов -10 млрд. руб., земель - 2 млрд.руб.

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».

 

Источник: информационно-аналитический журнал «Топливный рынок»