«ГАЛОПОЛИМЕР» О ПЛАНАХ РАЗВИТИЯ


Newchemistry публикуют интервью генерального директора «Галополимера» Максима Дорошкевича корреспонденту РБК daily Олесе Ельковой.


— «Галополимер» создан на базе активов «Уралхима». Как сейчас строятся отношения с холдингом и лично с Дмитрием Мазепиным?

 

— В 2007—2008 годах сферы деятельности «Уралхима» и «Галополимера» были разделены. Сейчас это совершенно отдельный бизнес. Дмитрий Мазепин является председателем совета директоров в «Галополимере».

 

— Что сейчас представляет бизнес «Галополимера»?

 

— Компания «Галополимер» специализируется на производстве фторированных продуктов, прежде всего — фторированных полимеров. В состав холдинга входит два завода: в Кирово-Чепецке и Перми. В начале 2008 года была создана холдинговая структура, которая объединила всю управляющую и технологическую цепочку. При этом мощности двух заводов интегрированы: пермский завод в большей степени специализируется на фтористом водороде (мы реконструировали там производство, значительно увеличили мощность), а Кирово-Чепецкий — на хлоре (производит хлор и хлороформ). Данная специализация продемонстрировала свою экономическую выгодность. Если говорить о дальнейшей технологической цепочке, то из хлороформа (вещество, содержащее хлор) и фтористого водорода (вещество, содержащее фтор) мы потом производим хладоны (фреоны), фторполимеры и ряд продуктов неорганической химии.

 

В выручке компании самую большую долю занимают фторполимеры (больше 40%), около 20% — хладоны и менее 40% — неорганика. Компания производит около ста различных продуктов. Есть и экзотические (например, ускорители для лыж — с ними сборная России по биатлону занимала высокие места на чемпионатах мира, компоненты искусственной крови). При этом одним из флагманских для нас продуктов остается Фторо­пласт-4.

 

— Что это за продукт, какое место «Галополимер» занимает на его рынке?

 

— Самое известное применение — антипригарные покрытия. Также крупное направление использования — футеровка различного рода химических аппаратов, которые должны выдерживать воздействие агрессивных жидкостей (вроде кислот) и высокую температуру (Фторо­пласт-4 может эксплуатироваться до температуры 250 градусов, что нетипично для простых полимеров).

«Галополимер», по нашим расчетам, занимает около 9% мирового рынка Фторопласта-4, четвертое место в рейтинге производителей. Хотел бы отметить, что в мире считаное количество компаний, производящих данный продукт, из них около четырех-пяти — мировые бренды (DuPont, Solvay, Daikin, 3M), плюс порядка пяти компаний в Китае. Рынок можно охарактеризовать как растущий, с темпами более 5% в год. Несмотря на то что продукт относительно старый (был разработан еще в 1960-х годах), до сих пор не придуман «заменитель». Более сложные — плавкие фторполимеры — при этом и более технологичны, но, несмотря на высокую стоимость, также растут темпами 7—9% в год. В дополнение к классическим потребляющим отраслям (машиностроение, химия) появляются новые, например, производство пленок, солнечных батарей, плазменных панелей и т.д. Мы в основном экспортируем данный вид продукции, так как различные пленки и кабели — наиболее быстрорастущие направления, но в основном за пределами России.

 

— В России спрос на специализированные материалы слабый?

 

— Можно говорить о появлении квалифицированного спроса на специальные материалы в стране: некоторые российские компании (в том числе «Балаковорезинотехника») сейчас начинают потреблять более сложные фторкаучуки, которые раньше вообще не были востребованы на нашем рынке. Например, «Алмаз» использует плавкие фтор­полимеры для производства кабелей для нефтяных насосов. Но в целом на мировом рынке фторированных специализированных материалов Россия занимает всего 1-2%. Новые материалы, которые мы разрабатываем, интересны для высокотехнологичных устройств (авиастроения, военной и автомобильной промышленности). Сегодня мощности наших заводов (даже существующие, не говоря о новых) превышают внутренние потребности страны.

 

— Другой ваш продукт — хладоны — в России более популярен?

 

— На Россию и СНГ приходится более 80% продаж этой продуктовой группы. Хладоны находят в России два основных применения: панели из пено­полистирола, которые используются в строительстве для эффективной теплоизоляции, и холодильный агент в кондиционерах бытового и промышленного использования.

 

— Неорганические продукты являются побочными для вашего производства?

 

— Неорганику мы действительно производим по технологии. Однако на этом рынке нельзя мыслить в терминах побочности: каждый продукт находит свое применение. При этом без учета стоимости одного продукта экономически нецелесообразно производить второй, т.е. неорганика является неотъемлемой частью нашего производства.

 

— Какие именно продукты неорганической химии вы производите?

 

— На российском рынке каустической соды у нас до 10%, по сухому хлористому кальцию и элегазу мы занимаем первое место внутри страны (показатели компании по элегазу — 10% мирового рынка). Мы оцениваем этот рынок достаточно позитивно. В России (не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других крупных городах) сейчас пытаются применять антигололедные средства, а хлористый кальций — активный действующий элемент, расплавляющий лед. По соотношению цена-качество у этого вещества альтернативы нет. Компания в данном сегменте имеет хорошие перспективы как российский производитель, находящийся недалеко от основных центров потребления.

Еще один нишевый неорганический продукт — каустический поташ (едкий калий). Это более дорогая замена каустической соды (с тем же целевым использованием). Здесь можно говорить о так называемом премиальном рынке неорганики. Едкий калий необходим в химии как вещество для очистки, например, газов, как антигололедный реагент для самолетов.

 

— Какие у компании планы на будущее?

 

— Наша стратегия складывается из нескольких элементов: по продуктовой линейке делаем акцент на продуктах с более высокой добавленной стоимостью, по технологии — внедрение передовых инновационных технологий, и по сырью — сырьевая безопасность и вертикальная интеграция.

Компания активно реализует проекты по модернизации производства. Мы переходим на мембранную технологию вместо ртутной. Одновременно со сменой технологии электролиза будет произведено удвоение мощности. При этом, меняя технологию производства хлора, компания увеличивает мощность всей цепочки производства до фтор­полимеров.

Что касается полимеров, мы двигаемся к продуктам с более высокой добавленной стоимостью. Совместно с немецким специалистом в области каучуков, компанией Lanxess, мы создали производство, покрывающее примерно 3,5% мирового потребления фторкаучуков (инвестиции в первый этап проекта составили 165 млн руб.).

Стратегия компании — переход в узкий круг производителей наиболее высокотехнологичных материалов, концентрация на специальных продуктах.

 

— Какие инвестиции потребуются в общей сумме?

 

— Инвестиционная программа компании рассчитана примерно на 14 млрд руб. в ближайшие пять лет. При этом часть проектов уже находится в стадии реализации. В следующем году запустим первую очередь хлороформа стоимостью более 1 млрд руб., в технологию мембранного электролиза будет вложено более 5 млрд руб. Ресурсная база компании позволяет осуществить намеченные планы. В 2010 году мы получили около 300 млн долл. выручки и около 40 млн долл. чистой прибыли. В 2011 году ожидаем существенного улучшения показателей.

 

— Вы упомянули сотрудничество с Lanxess. Как оно сложилось?

 

— Lanxess — мировой лидер в производстве всех видов каучуков. Наше партнерство с ним по фторированным каучукам, занимающим узкоспециализированную нишу, позволило Lanxess расширить продуктовую линейку, а нам — существенно увеличить мощности производства (до 3,5% мирового рынка).

 

— Недавно «Галополимер» попал в поле зрения ФАС.

 

— В настоящее время мы предоставили в ФАС материалы, разъясняющие суть ценовой политики в отношении каустика в России. Ведомство в соответствии с утвержденными процедурами осуществляет проверку данных. Подобная же информация была предоставлена, насколько нам известно, всеми участниками рынка. Более подробно имеет смысл говорить, когда ФАС завершит свою работу.

 

«Галополимер» — это один из крупнейших мировых производителей фторполимерной продукции. В состав холдинга входят три предприятия: «Галополимер Кирово-Чепецк», «Галополимер Пермь» и «Галополимер Логистика». В 2010 году на заводах «Галополимер» было произведено более 7 тыс. т фторполимеров, 10,2 тыс. т хладонов и 286 тыс. т продукции неорганической химии.

 


РБК daily