РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТ НЕФТЕПРОДУКТОВ |
Экспорт нефти и нефтепродуктов – основная статья товарных поставок из России на международные рынки. На протяжении всей современной истории наша страна выступает крупным экспортером, контролируя 12-14% мирового нефтяного рынка. |
В условиях стабилизации внутреннего потребления нетто-экспорт сырья и нефтепродуктов увеличивается за счет роста добычи.
В результате роста международных цен и увеличения объемов поставок, за последние 10 лет экспортная выручка российских нефтяных компаний увеличилась почти в шесть раз, свыше 90% поступлений приходится на дальнее зарубежье (рис. 2). В структуре экспорта нефтепродуктов преобладают средние и тяжелые дистилляты – мазут и дизельное топливо, предназначенные для дальнейшей переработки в странах-реципиентах. Как следствие, средние цены корзины экспортируемых нефтепродуктов не превышают стоимости сырой нефти. За последние 10 лет одной из основных особенностей экспортной политики РФ в области поставок нефти и нефтепродуктов стало сокращение транзита через сопредельные государства. Значительно снизились поставки через морские терминалы стран Балтии и СНГ, а также по трубопроводу «Дружба». Были полностью прекращены поставки жидких углеводородов за рубеж через порты Вентспилс (Латвия), Бутинге (Литва), Одесса (Украина), а также на Мажейкский НПЗ (Литва). В 2010 году в три раза сократился объем перевалки через порт Южный (Украина), а в 2011 году поставки российской нефти через этот порт уже не осуществлялись. В этот же период был создан ряд альтернативных экспортных маршрутов, позволяющих исключить транзит, прежде всего, через страны СНГ и Восточной Европы и выйти напрямую на основные платежеспособные рынки Западной Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) (табл. 1). Долгосрочный процесс в направлении диверсификации экспорта энергоносителей из России – значительное увеличение поставок на рынки стран АТР, прежде всего, в Китай. В начале 2000-х годов происходило наращивание поставок нефти в КНР по железной дороге. С 2008 года поставки жидких углеводородов (на начальном этапе в реверсном режиме) организованы по нефтепроводу ВСТО и железной дороге в порт Козьмино (в Приморском крае), а с января 2011 года начаты коммерческие трубопроводные поставки нефти в Китай. В условиях благоприятной конъюнктуры доходы от реализации нефти на экспорт выросли за десятилетие более чем в пять раз – с $25 млрд до $135 млрд, нефтепродуктов – в семь раз: с $10 млрд до $70 млрд. В результате доля выручки о поставок нефти и нефтепродуктов за рубеж в общем объеме экспорта РФ возросла с 35% в 2000 году до 52% в 2010 году. Именно благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура на нефтяном рынке выступает одним из главных факторов обеспечения высокого положительного сальдо торгового баланса и роста международных резервов страны (рис. 3), по объему которых Россия в настоящее время занимает третье место в мире после Китая и Японии. В условиях диверсификации экспортных маршрутов и формирования новых центров НГК в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, в последние годы происходит увеличение поставок нефти и нефтепродуктов на Тихоокеанский рынок – крупнейший и самый динамично развивающийся рынок энергоносителей в мире, включая страны АТР и Тихоокеанское побережье Американского континента. Добыча нефти в регионе имеет тенденцию к сокращению, а потребление и импорт из других регионов быстро возрастает. Основные конкуренты России на Тихоокеанском рынке – страны Ближнего Востока, расстояния поставок из которых в среднем в два-пять раз превышают протяженность маршрутов из Западной и Восточной Сибири и связаны с дополнительными транспортными рисками (включая прохождение через Аденский и Оманский заливы, Баб-эль-Мандебский, Ормузский и Малаккский проливы). Основные покупатели российской нефти и нефтепродуктов на Тихоокеанском направлении – Китай, Корея, Япония, США, Таиланд, Сингапур. В ближайшие десятилетия самым перспективным рынком останется Китай, одновременно можно будет значительно расширить экспорт в Корею, США, на Филиппины, в Таиланд и Вьетнам, а также организовать поставки в Индонезию.
C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка смазочных масел можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок смазочных масел в России». C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка дизельных топлив можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок дизельных топлив в России». C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России». C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России». C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».
Андрей Коржубаев, Леонтий Эдер, Ирина Филимонова
http://www.oilandgaseurasia.ru/
|