ГАЗОЖИДКОСТНАЯ КОНВЕРСИЯ (ГЖК)


Топливо, произведенное при помощи этой технологии, имеет огромные преимущества по сравнению с обычным «дизелем»:  оно не имеет цвета, запаха, поддается биологическому разложению и практически не содержит серы. Вице-президенту «Шелл Глобал Солюшнс Интернешнл» Ги де Корту было задано достаточно большое количество вопросов о технологии ГЖК. Ответы на них читайте ниже.


 

Пётр: Добрый день! "оно не имеет цвета, запаха, поддается биологическому разложению..." А не разложится ли оно в бензобаке, пока человек на полгода в командировку уедет, а машину на стоянку поставит?

Ги де Корт: Высококачественные сорта топлива, производимые «Шелл», включая синтетическое топливо из газа (СЖТ), защищены от распада за счет правильного подбора добавок. Благодаря наличию парафинистых фракций (СЖТ содержит нормальные и изо-парафины), СЖТ обладает высокой внутренней стабильностью по самой своей природе.

Андрей: На прошедшей 21.10.2011 конференции по биоэнергетике в рамках российско-голландского сотрудничества «Шелл» представил технологию очистки газа от серы, что применительно к биогазу. Рассматривает ли «Шелл» организацию производства GTL из биогаза - возобновляемого источника энергии. Какой минимальный расход биогаза (м3/час) экономически привлекателен для представленной технологии?

Ги де Корт: Несмотря на то, что технологии «Шелл» по производству синтетических углеводородных жидкостей охватывают также и процесс получения синтетического топлива из биомассы, пока крупных инвестиционных решений в этой области нами не принято.

Артем: Не кажется ли вам, что данный вид топлива (СЖТ из газа) негативно сказывается на долговечности работы двигателя, снижая пробег до капитального ремонта ДВС?

Ги де Корт: Полученный по технологии ГЖК (газо-жидкостная конверсия) газойль горит более эффективно, чем обычный дизель, полученный из нефти. Он дает меньшее количество местных выбросов и меньше сажи (твердых частиц), чем обычный дизель. Это объясняется тем, что он обладает меньшей плотностью, более высоким цетановым числом и практически не содержит серы. При использовании в высокой концентрации он сокращает образование нагара в двигателе и может намного снизить уровень загрязнения каталитического нейтрализатора по сравнению с обычным дизелем, что значительно удлиняет срок службы системы дополнительной очистки газов и сокращает затраты на ремонтно-профилактическое обслуживание.

Александр: Каков теоретический максимум коэффициента полезного действия двигателй внутреннего сгорания, работающего на природном газе? И какие загрязняющие вещества и в каком минимальном количестве при максимальном КПД будут содержаться в выхлопе ДВС?

Ги де Корт: [Эти вопросы носят общий характер и не касаются исключительно «Шелл»]
Благодаря технологии ГЖК, разработанной «Шелл», природный газ перерабатывается в транспортное топливо, включая СЖТ газойль.

Продукция, выпускаемая заводом Pearl GTL (Катар), практически не содержит серы и таких загрязнителей, как тяжелые металлы и ароматические углеводороды. Когда полученный по технологии ГЖК газойль используется для заправки автомобилей, например, автобусов, это способствует повышению качества атмосферного воздуха благодаря более низкому уровню выбросов NOx, SOx и сажи по сравнению с применением обычного дизельного топлива

Владимир: Наша компания ведет подготовку серийного производства блочно-модульных комплексов GTL производительностью 10 млн. нм3/год и 60 млн. нм3/год.

В технологической схеме много разработок из авиационного и ракетного двигателестроения. Вместо кислорода воздуха используется кислород воды, тепловая энергия выхлопных газов газотурбинных электростанций, входящих в состав комплекса, используется в процессе получения синтез газа и позволяет вести предриформинг. Данные и другие новшества  позволили сделать проекты переработки малых объемов газа высокорентабельными, 80% оборудования  производится многими промышленными предприятиями, а сами блочно-модульные комплексы будут производиться серийно для малого, среднего бизнеса и небольших нефтегазовых компаний. Сертификакцию синтетической нефти мы совместно с НИПИнефть проводим.

Планирует ли компания «Шелл» заниматься малыми объемами переработки  газа?  Данное направление в связи с большими объемами сланцевого газа, низконапорного газа имеет хорошие перспективы.

Ги де Корт: Сегодня наши усилия сосредоточены на разработке и внедрении крупномасштабных технологий ГЖК. Мы выводим на расчетный режим завод Pearl GTL мощностью до 140 000 баррелей продукции ГЖК в сутки. Тем не менее, мы внимательно наблюдаем за технологическими разработками меньшего масштаба с целью изучения их применения.

Даниил: Добрый вечер, приятно было узнать про технологию ГЖК и процессе преобразования природного газа в топливо. Рентабельность Северного потока в Германию приумножается с этой технологией.
Будете ли вы использовать этот метод совместно с российскими нефтяными компаниями? (учитывая,  что количество дизельных машин растет очень быстро)

Ги де Корт: «Шелл» созданы устойчивые партнерства с целым рядом национальных нефтяных компаний по всему миру, в том числе и в России. Нашим вкладом в них, по мере возможности, являются инновационные решения и технологии.
  
Тахир: Скажите, пожалуйста, в ближайшей перспективе имеются ли инновационные разработки по альтернативному виду топлива для автомобилей? Ведь запасы нефти не долговечны и необходимо искать новый продукт для широкого спектра использования и положительной динамики развития в будущем.

Ги де Корт: «Шелл» только что запущено производство на крупнейшем в мире комплексе ГЖК Pearl GTL в Катаре. Благодаря найденному нами инновационному решению, создана возможность переработки природного газа в транспортное топливо, практически не содержащее серы и таких загрязнителей, как тяжелые металлы и ароматические углеводороды. Когда полученный по технологии ГЖК газойль используется в большой концентрации для заправки автомобилей, например, автобусов, это способствует повышению качества окружающего воздуха благодаря более низкому уровню выбросов NOx, SOx и сажи. 

Ильнар: Какова стоимость литра топлива, полученного по технологии ГЖК в сравнении с "нефтяным топливом"? Возможно ли выйти на промышленные объемы производства топлива из газа?

Ги де Корт: Мы не называем цифр, характеризующих себестоимость производства.  Способность разработанной «Шелл» технологии ГЖК обеспечить промышленный объем производства была показана на примере нашего завода в Бинтулу (Малайзия), действующего с 1993 г. и имеющего проектную мощность 14700 баррелей продукции в сутки. В настоящее время мы выводим на расчетный режим крупнейший в мире завод по производству СЖТ (мощностью 260 000 баррелей в сутки, включая 140000 баррелей в сутки СЖТ) в Катаре, известный как Pearl GTL.

Андрей: Скажите, пожалуйста, можно ли перерабатывать по технологии ГЖК с теми же результатами (то есть получать те же продукты) газ, получаемый от переработки отходов на городских свалках или животноводческих хозяйств?

Ги де Корт: При рассмотрении этого вопроса следует принять во внимание множество технических и экономических факторов. Определенно можно сказать, что технически это возможно. Однако на сегодня издержки производства оказались бы непомерно высокими.

Дмитрий: Возможно ли снижение цен на топливо и СМ после внедрения технологии ГЖК, ведь запасы газа во много раз превосходят нефтяные? Или же технология ГЖК очередной технологический и маркетинговый ход для увеличения спроса и лояльности?

Ги де Корт: Продукция, полученная по технологии ГЖК, поступает на мировые рынки высоколиквидных сырьевых товаров и дополняет существующий спектр очищенных нефтепродуктов. Однако, сегодняшние объемы производства СЖТ (например, завод Pearl GTL производит 140000 баррелей СЖТ из газа в сутки) слишком незначительны для мирового рынка средних дистиллятов (составляющий на сегодня 3000 млн. в год) и вряд ли могут оказать какое-либо влияние на цены.

Игорь: Добрый день, скажите, пожалуйста, а какова себестоимость производства 1 л топлива, аналогичного дизелю по технологии ГЖК? Есть ли возможность организации небольшого производства, до 100-200 заправок в сутки?

Ги де Корт: Мы не называем цифр, характеризующих себестоимость производства. По нашему мнению, при сегодняшнем уровне развития технологии, объемы производства в 30 – 60 баррелей в день слишком малы, чтобы быть экономически оправданными.

Алексей:  Какие наработки по гидратам природного газа есть у «Шелл»? Каковы мировые запасы в отношение с классическими углеводородами?

Ги де Корт: Несмотря на то, что в последние годы газовым гидратам посвящается все большее исследований, мы считаем, что на сегодня соответствующие технологии получения газа недостаточно проработаны, чтобы поставить их в один ряд с технологиями ГЖК.

Алексей: ГЖК - отличное решение! Сколько стоит 1 л СЖТи каков расход? Сколько производится в мире в отношении к классическим ГСМ? Когда появится в России? Есть ли преимущества для топливных насосов дизелей? Увеличивается ли ресурс этой дорогостоящей запчасти и всего двигателя? Можно ли организовать преимущественную продажу СЖТ из газа в крупных городах и вокруг них для чистого воздуха?

Ги де Корт: Мы не называем цифр, характеризующих себестоимость производства. Разработанная «Шелл» технология получения СЖТ применяется на заводе в Бинтулу (Малайзия), действующем с 1993 г. и имеющем проектную мощность 14700 баррелей продукции в сутки. В настоящее время мы выводим на расчетный режим крупнейший в мире завод по производству СЖТ Pearl GTL (мощностью 260 000 баррелей в сутки, включая 140000 баррелей в сутки СЖТ) в Катаре. В настоящее время мировые производственные мощности по выпуску СЖТ (включая мощности »Шелл») составляют около 200000 баррелей в сутки.

Высокое цетановое число полученного по технологии СЖТ газойля может привести к снижению уровня шумов некоторых двигателей, повысить возможности запуска двигателя без предварительного прогрева, улучшить показатели приемистости и задержки зажигания.

При изучении вопроса об использовании полученного по технологии СЖТ газойля в крупных городах, «Шелл» проведены испытания топлива в таких крупных, перенасыщенных транспортом городах, как Лондон, Берлин и Шанхай. Испытания показали, что автобусы, такси и грузовые машины, работавшие на топливе с высокой концентрацией СЖТ газойля, способны внести свой вклад в улучшение качества атмосферного воздуха. С целым рядом потребителей в крупных городах уже заключены контракты на поставки СЖТ.

Павел: В основе технологии GTL лежит всем известный Fisher-Tropsch процесс. В чем заключается новизна и какие дополнения привнесла «Шелл» в эту технологию?

Ги де Корт: «Шелл» является лидером разработки инновационных технологий ГЖК, основанных на низкотемпературном синтезе Фишера-Тропша. Новизной отличаются решения в отношении усовершенствования химических катализаторов и технологий работы реакторов. Кроме того, большое число инноваций было  внесено  и в другие процессы технологии СЖТ, включая газификацию,  переработку синтез-газа, крекинг тяжелых парафинов и очистку воды. Все эти нововведения опираются на полученные «Шелл» 3500 патентов, охватывающих практически все этапы производственного процесса, продукцию и способы её применения.

 

www.newchemistry.ru