НОВЫЕ ПРОЕКТЫ: производство карбамида на Ямале


Власти Ямало-ненецкого автономного округа предлагают построить в регионе завод азотных удобрений для переработки газа небольших месторождений, разработка которых не интересна крупным газовым компаниям.

Как пишет Reuters, об этом сообщил первый заместитель губернатора округа Владимир Владимиров. "В нераспределенном фонде региона есть ряд газовых месторождений. Мы считаем, что потенциал у этих небольших месторождений есть. Отсюда родился проект строительства на базе этих месторождений полуострова Ямал завода по производству карбамида", - сказал он.

 


Карбамид содержит не менее 46% азота и поэтому считается одним из лучших азотных удобрений, сырьем для производства которых служит природный газ. Чиновник пояснил, что, по предварительным расчетам, мощность завода по выпуску карбамида может составить 3 млн тонн удобрений в год, для производства которых ежегодно будет использоваться 4 млрд кубометров газа. Ямал ищет инвесторов, готовых вложить в проект около $6,5 млрд, и зовет участвовать в нем как отечественные, так и иностранные компании, обещая преференции.

 

 


В России сейчас работают более десятка предприятий, выпускающих карбамид, а крупные российские агрохимические холдинги "Акрон" и "ФосАгро" увеличивают его производство. Карбамид, как и большинство минеральных удобрений, для отечественных производителей традиционно экспортный товар, который идет на рынки Северной и Южной Америки, Азии и Европы преимущественно через порты Черного моря и Балтики.

 

 


В.Владимиров считает, что можно разорвать сложную транспортную цепочку, когда ямальский газ приходит производителям карбамида в центральную часть России, а затем выпущенные там удобрения перевозятся в южные порты, чтобы достичь потребителей в Азии. "В логистике проекта – один из ключевых элементов его экономической целесообразности. Проект завода на Ямале будет экономически оправдан, если его продукция будет идти не наземным транспортом потребителям вглубь России, а на экспорт основным мировым потребителям минудобрений – странам Азиатско-тихоокеанского региона - Северным морским путем", - считает он. Так, если карбамид пойдет из порта Сабетта на Ямале, в Китае он будет уже через 20 дней.

 

 


В июле текущего года "НОВАТЭК" в рамках проекта "Ямал СПГ" начал строительство порта Сабетта на Ямале. Предполагается, что уже к 2016 году через порт можно будет отправлять ежегодно 5 млн тонн СПГ в год, а к 2018 году мощность будет увеличена втрое. Порт Сабетта позволит существенно удешевить транспортировку углеводородного сырья, добываемого в приарктических российских регионах. С июля по ноябрь грузы из Сабетты будут уходить через Берингов пролив, в остальное время — по западному маршруту через Атлантический океан.

 

 


В.Владимиров уверен, что проект завода, выпускающего карбамид на Ямале, который будет опираться на новую портовую инфраструктуру и местный газ, вполне жизнеспособен. "Разумеется, определенные риски есть. Но главное, логистика проекта позволяет рассчитывать на высокую рентабельность, которая будет компенсировать возможные убытки от нестабильности на мировых рынках, обеспечит большую экономическую "устойчивость" всего проекта", - отметил он.

 

 

 

С анализом российского рынка карбамида Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок аммиака и карбамида в России».

 

 

Евгений Кривякин

Информационное Агентство МАНГАЗЕЯ