НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА В УКРАИНЕ в 2012 ГОДУ


Правительство Украины намерено с 1 декабря ввести пошлины на импорт нефтепродуктов. Этого решения с подачи Министерства энергетики и угольной промышленности владельцы украинских НПЗ безуспешно пытались добиться на протяжении последних нескольких лет. 


 

Но до сих пор их попытки получить преференции отбивались импортерами-нефтетрейдерами. Ситуация изменилась после того, как стало известно о смене хозяев на Лисичанском НПЗ.

В начале октября об этом сообщил губернатор Луганской области Владимир Пристюк, а чуть раньше, в конце сентября, о введении ввозных пошлин на нефтепродукты с 1 декабря заявил профильный министр Юрий Бойко. Вряд ли такое совпадение случайно.

Напомним, прежний владелец НПЗ, российская компания ТНК-ВР, остановила предприятие 1 февраля нынешнего года. Его работа утратила рентабельность после очередного повышения на 29-32% акцизов на нефтепродукты в Российской Федерации. При этом стоимость бензина и дизтоплива не изменилась, поскольку было соответствующее пожелание российского президента Владимира Путина.

А Лисичанский НПЗ последний год как раз и работал на российский рынок. Нефть из Самары поступала на условиях толлинга, перерабатывалась и возвращалась в РФ в виде бензина и дизтоплива. Продажи на украинском рынке компания посчитала невыгодными для себя, опять же из-за высоких экспортных пошлин на сырую нефть в России. По оценке участников рынка, убыток украинской нефтепереработки в таких условиях составляет 100-150 долл./тонн на различных предприятиях отрасли. 

Поэтому уже в апреле стало известно, что ТНК-ВР готова избавиться от своего украинского актива. В качестве потенциального покупателя называлась азербайджанская нефтяная госкорпорация Socar. Она действительно имеет амбициозные бизнес-планы в Украине, основанные на личных договоренностях Ильхама Алиева и Виктора Януковича. 

Но до сих пор целью Socar было построение в Украине разветвленной сети собственных АЗС для реализации собственной продукции. Характерно, что о ней как о возможном претенденте сообщили в консалтинговой компании, совладельцем которой является человек из ближайшего окружения Ю.Бойко.

Зато уже в июле стало известно, что переговоры о продаже завода в Лисичанске с ТНК-ВР ведет Д.Фирташ. Как известно, к его группе влияния эксперты относят и главу Минэнергоугля. Точнее, самого владельца Group DF рассматривают как представителя коммерческих интересов Ю.Бойко. Поэтому можно предположить, что утечка информации о Socar была организована с целью отвести внимание от настоящих покупателей.

Также стоит отметить, что ранее Д.Фирташ уже интересовался вхождением в нефтепереработку. В частности, сообщалось со ссылкой на участников рынка о его интересе к простаивающему с 2005 года Херсонскому НПЗ, принадлежащего совладельцу группы компаний "Континиум" Игорю Еремееву. 

Однако последний был не готов полностью расстаться с предприятием. В частности, глава Херсонской облгосадминистрации Николай Костяк в конце 2011 сообщил о готовности И.Еремеева передать государству 50% в Херсонском НПЗ при условии долевого участия в модернизации. 

По данным СМИ, предметом переговоров И.Еремеева с Д.Фирташем также было совместное участие в деятельности предприятия. Очевидно, что последнего такой вариант не очень устраивал, хотя сторонам вроде бы и удалось предварительно обо всем договориться в апреле 2012. 

Но, как уже отмечалось, как раз тогда подвернулась возможность заполучить гораздо более современный и более мощный Лисичанский НПЗ, причем в полную собственность. Но для нового владельца открытым остается вопрос сбыта готовой продукции. 

Пока у Group DF нет своей сети АЗС, а ТНК-ВР решила сохранить присутствие в розничной нефтеторговле (сеть АЗС ООО "ТНК-ВР Коммерс"). Впрочем, после того как с 1 декабря импортный бензин и дизтопливо подорожают за счет таможенных пошлин, в желающих выйти из нефтетрейдерского бизнеса не будет недостатка. 

Тогда новые владельцы Лисичанского НПЗ смогут пачками скупать АЗС у мелких участников рынка. Актуальным остается обеспечение предприятия сырьем. За счет введения пошлин на импорт нефтепродуктов переработка российской нефти как минимум перестанет быть убыточной.

Президент ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов" Леонид Косянчук в комментарииМинПрому отметил, что другие варианты поставки в Лисичанск не могут рассматриваться по логистическим соображениям. "Это будет российская нефть, потому что есть трубопровод из Самары и там нет блокады с поставками из РФ, как в Кременчуге. А экспериментировать пыталась Беларусь – то с каспийской нефтью, то с венесуэльской. Но, как мы знаем, это ни к чему не привело. Потому что логистика тут на первом месте", – пояснил он.

Л.Косянчук также отметил, что ТНК-ВР не станет продавать сеть АЗС в Украине. "Они имеют долю в Мозырском НПЗ и будут возить оттуда бензин. Им это выгоднее, чем работать на Лисичанском НПЗ", – сказал он. Глава ассоциации также выразил сомнение, что новый собственник Лисичанского НПЗ будет вкладывать средства в его модернизацию. 

По расчетам Л.Косянчука, чтобы предприятие могло выпускать продукцию стандарта "евро-5", а глубина переработки нефти приблизилась к 100%, необходимо порядка 1 млрд долл. инвестиций. "Фирташ будет вкладывать 1 млрд долл. в Лисичанский НПЗ? Ему проще дать 10 млн долл., чтоб ввели пошлины и дальше эксплуатировать существующий ресурс", – сказал он. По мнению главы ассоциации, точно так же владельцы остальных украинских НПЗ не будут заниматься модернизацией. 

"Для этого надо создать честные и прозрачные правила игры, обеспечить льготный ввоз оборудования, освободить реинвестируемую прибыль от налогообложения. Вот так надо поднимать выход светлых нефтепродуктов. А пошлины вводятся, чтобы переложить на потребителя проблемы с экономикой НПЗ", – отметил он. По оценке Л.Косянчука, дополнительное подорожание нефтепродуктов на АЗС после введения импортных пошлин составит примерно 1 грн./л. 

Глава консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн в свою очередь отметил, что сделка по продаже Лисичанского НПЗ еще не закрыта. При этом он сослался на источники в московском офисе ТНК-ВР. По мнению эксперта, продажа украинского актива осложняется из-за противоречий между российскими и британскими акционерами внутри самой компании.

С.Куюн также выразил сомнение, что специальное расследование в отношении импорта нефтепродуктов может быть проведено в столь сжатые сроки. "Там есть много процедурных моментов, поэтому успеть до 1 декабря, как это хочется господину Бойко, невозможно", – пояснил он. По его словам, без завершения спецрасследования правительство не сможет повысить пошлины.

Глава "А-95" также спрогнозировал, что в случае, если пошлины на импорт нефтепродуктов будут введены, украинские НПЗ смогут полностью закрыть потребность внутреннего рынка в дизтопливе. "По бензину это будет не более 70-80%, потому что сформировался сегмент потребителей бензина премиум, который не выпускают в Украине. Но вообще это задача со многими неизвестными, потому что никто сегодня не знает, допустим, реальную мощность Кременчугского НПЗ", – сказал он.

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка смазочных масел можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок смазочных масел в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка дизельных топлив можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок дизельных топлив в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».

 


Игорь Воронцов

 

МинПром