В связи с увеличением доли легкового транспорта в общей численности автомобильного парка страны наблюдается заметная тенденция снижения потребности в низкооктановых бензинах и увеличения потребления высокооктановых. Специалисты автомобилестроения отмечают следующие факты, характеризующие взаимосвязь технических характеристик двигателей автомобилей, производимых в России, и применяемых бензинов, которые могут оказать влияние на состояние рынка высокооктановых бензинов: - карбюраторные двигатели без катализатора вполне могут эксплуатироваться на этилированном бензине с октановым числом 92, в то время как двигатели других конструкций могут работать только на неэтилированном бензине (следует обратить внимание на тот факт, что выпсук этилированных бензинов с октановым числом 92 прекращен); - в зависимости от настройки системы зажигания, двигатели с центральным впрыском могут эксплуатироваться и на бензине с октановым числом 92, и с октановым числом 95; - в настоящее время в России производятся двигатели для легковых автомобилей которые эксплуатируются на бензине с октановым числом не менее 92. Более того, все двигатели, предназначенные для российского рынка, как правило, предусматривают использование как бензина с октановым числом 92, так и бензина с октановым числом 95. - только на использование бензина с октановым числом 95 рассчитано небольшое число машин, как правило, ввезенных в Россию не централизованными поставками, а физическими лицами по своему усмотрению. По своему составу автомобильные бензины представляют собой смесь компонентов, получаемых в результате различных технологических процессов: прямой перегонки нефти, каталитического риформинга, каталитического крекинга и гидрокрекинга вакуумного газойля, изомеризации прямогонных фракций, алкилирования, ароматизации термического крекинга, висбрекинга, замедленного коксования. Компонентный состав бензина зависит, в основном, от его марки и определяется набором технологических установок на нефтеперерабатывающем заводе. Перспективные возможности производства автомобильных бензинов напрямую связаны с технологической оснащенностью нефтеперерабатывающих предприятий и их производственной программой, ориентированной на выпуск той или иной продукции. В период с 2002 г. по 2006 г. мощности по первичной переработке нефти снизились на 1,05%, а мощности установок каталитического риформинга на облагораживание бензина выросли на 14,3%; мощности установок по каталитическому крекингу снизились на 0,4% (но в перспективе до 2009 г. ожидается, что мощности вырастут по сравнению с 2002 г. на 42,9%); мощности установок по изомеризации увеличились на 104% (в перспективе до 2009 г. ожидается, что мощности вырастут по сравнению с 2002 г. на 150,7%). Установок алкилирования, которых в советские времена было 13, теперь в России осталось всего пять - на Новоуфимском НПЗ, Куйбышевском заводе, "Славнефть - Ярославнефтеоргсинтез" (ЯНОС), Омском НПЗ, и недавно введенная в эксплуатацию установка на Рязнаском НПЗ. Основное направление развития нефтепереработки – модернизация и коренная реконструкция действующих НПЗ с опережающим строительством мощностей по углублению переработки нефти, повышению качества нефтепродуктов и производству катализаторов. По прогнозным оценкам, на развитие нефтеперерабатывающей промышленности России в 2001-2020 гг. потребуется 12-30 млрд. долл. капитальных вложений. Как было показано выше, мощности по первичной переработке нефти в ближайшие годы на нефтеперерабатывающих предприятиях останутся практически на одном и том же уровне, достигнутом к настоящему времени. Поэтому рост производства бензинов может быть достигнут, главным образом, за счет увеличения переработки сырья на установках вторичных процессов, в том числе каталитического крекинга, каталитического риформинга. В отличие от установок первичной переработки нефти, установки вторичных процессов планируются к пуску в эксплуатацию в период до 2010-2012 г.г. Рис.1 Динамика производства автомобильного бензина в России в 1990-2007 г.г.
В соответствии с требованиями времени, структура выпуска бензинов отечественными предприятиями изменяется в пользу бензинов с октановым числом 92 и выше; доля низкооктановых бензинов в общем объеме производства автомобильных бензинов сокращается, причем весьма существенно. Данные, представленные на рисунке, показывают, что темпы роста производства высокооктановых бензинов опережают темп роста производства автомобильных бензинов в целом - при сохранении (и даже при некотором снижении) уровня выхода бензинов в целом, выход высокооктановых бензинов увеличился в 1,3 раза. Сегмент производства высокооктановых бензинов растет быстрее, чем в производство бензинов в целом.
Рис.2 Динамика выхода автомобильных бензинов
|