Рис.3 Структура потребления автомобильного бензина в России по октановому числу
Для оценки перспектив развития производства высокооктановых бензинов необходимо принимать во внимание следующее: - автомобильные бензины являются одним из продуктов в общем материальном балансе предприятия и их выпуск напрямую связан с выпуском других продуктов нефтепереработки. В общей экономической и финансовой картине того или иного предприятия бензины обычно являются одним из наиболее ликвидных продуктов. Однако поскольку одновременно с бензинами на выход идут и другие продукты, рынки которых далеко не всегда коррелируются с рынком автомобильного бензина, объективная необходимость в ряде случаев диктует корректировать производство бензинов с учетом комплексной картины работы предприятия и продажи всей его продукции. - прогрессивные технологические процессы производства высокооктановых бензинов (в том числе каталитический риформинг, каталитический крекинга, изомеризация, алкилирование) находятся в непрерывной взаимосвязи с другими технологическими установками предприятия, то есть существуют определенные условия по наличию и фактическому составу сырья для этих установок. В связи с этим невозможно рассматривать эти процессы производства высокооктановых бензинов вне технологической схемы предприятия в целом и оснащенности предприятия другими установками переработки углеводородного сырья. Таким образом, даже если предприятие имеет в своем распоряжении прогрессивные технологические процессы производства бензинов, совсем не очевидно, что предприятие сориентировано на максимально возможный выпуск автомобильных бензинов. Бывают периоды, когда предприятие, имея в своем распоряжении полный комплекс технологических установок, в том числе крекинг и риформинг, успешно выпускает другие нефтепродукты (дизельное топливо, масла и т.д.), снижая производство бензина. Ожидается, что доля высокооктанового бензина в общем объеме производства и потребления автомобильных бензинов к 2010 г. достигнет уровня 80-85%. Поскольку при производстве автомобильного бензина происходит смешение бензина каталитического крекинга и бензина каталитического риформинга (с добавлением дополнительных высокооктановых компонентов - изомеризата, алкилата и др.), могут быть рассмотрены несколько вариантов прогноза производства автомобильных бензинов в зависимости от выхода компонентов бензинов на установках каталитического крекинга и каталитического риформинга и вариантов состава автомобильного бензина. При этом необходимо принимать во внимание потенциальный выход продукции на действующих и вновь вводимых установках, который может оцениваться как «потолок» производственных возможностей. Этот «потолок» (с учетом технологических факторов производства) к 2010 г. составит 92-95 млн.т/год. Прогноз потребления бензина к концу десятилетия оценивается на уровне около 35-40 млн.т/год. Так что часто возникающие слухи о дефиците бензина в России не имеют под собой практически никаких оснований. Техническая база нефтепереработки вполне способна обеспечить спрос на автомобильные бензины, причем с большим запасом. Основное противоречие двух сторон, участвующих в ситуации (автомобили - бензины) заключается в том, что в настоящее время в России автомобильный рынок - это "рынок покупателя", а рынок бензина - это "рынок продавца". Однако это противоречие совершенно нивелируется благодаря тому, что все нефтеперерабатывающие компании прекрасно понимают, что автомобильный бензин является одним из наиболее ликвидных продуктов. Кроме того, в отличие от большинства продуктов нефтепереработки автомобильный бензин фактически является продуктом потребительского спроса. Это позволяет компаниям-производителям определенным образом получать дополнительную прибыль, продавая бензин "в розницу" частным покупателям. В связи с этим нефтеперерабатывающие компании заинтересованы в том, чтобы регулярно предлагать на рынок необходимое количество автомобильного бензина именно такого качества, которое будет успешно продаваться на АЗС. Следует также учесть тот факт, что нефтеперерабатывающие компании в настоящее время почти непрерывно находятся "под прессом" общественного мнения, и при малейших проблемах с продажами бензина возникает огромный резонанс в обществе, и в первую очередь, в средствах массовой информации. Чем меньше повышенного, ажиотажного внимания к деятельности нефтеперерабатывающих компаний, тем в более благоприятных условиях нефтяные компании могут решать свои текущие вопросы. Это также способствует тому, чтобы нефтеперерабатывающие компании заинтересованно относились к регулярному обеспечению АЗС бензином. Итак, заинтересованные участники рынка могут быть вполне спокойны за свое будущее. В целом, спрос и предложение высокооктанового бензина уравновешены. Нефтеперерабатывающие компании постоянно "держат руку на пульсе", отслеживают объемы продаж своего бензина и практически всегда своевременно увеличивают поставки бензина на рынок, когда в этом появляется необходимость. При этом предложение бензина практически никогда не превышает спрос, так как нефтеперерабатывающие компании не заинтересованы в избытке предложения бензина и снижении розничной цены на бензин. Лиля Гусева, независимый эксперт |