Помимо этого, конкуренты не дремали. Производство удобрений в этой стране - бизнес достаточно развитый, хотя по качеству российский товар явно лучше, и конкуренты это понимали. Пришлось испытать психологическое давление с их стороны, попытку рейдерского захвата. Безусловно, ключевым преимуществом оказалась поддержка местных властей. В итоге, когда за 5 лет завод увеличил выручку в 5 раз, а производство - практически вдвое, подтверждением признания успехов АКРОНа со стороны китайских властей стали сразу две почетные награды. Впервые в истории иностранцу - председателю совета директоров "ХУНЖИ-АКРОН" Д.А. Голубкову, присвоили звания "Почетный гражданин города Линьи" и "Человек года-2007". В Линьи, кстати, проживает почти 15 миллионов: считай, что Москва. Уникальным звеном в проекте стало отлаживание сбытовой сети. Подчеркнем еще раз, что АКРОН начал производство в Китае для того, чтобы продавать свои удобрения на внутреннем рынке Китая. Но китаец - от природы превосходный торговец, продать же ему что-либо может только другой китаец. Логика напрашивается: розничная сеть строится на сети существующих магазинов. Продукция АКРОНа по всему Китаю поставляется в порядка 40 тысяч магазинов. Кусты магазинов контролируются хабами, но головной офис может получить доступ к каждому деревенскому магазину напрямую. Собственно магазины - это существующие испокон веков лавки в деревнях, где и живут китайские крестьяне. Эти лавки и становятся эксклюзивными дистрибьюторами продукции АКРОНа. Помимо этого, любой заинтересованный крестьянин может получить бесплатную консультацию специалистов агросервиса, которые приезжают на участок и проводят анализ почвы, чтобы подобрать наиболее подходящий вид удобрения. За не полные два года АКРОН усилиями российских и китайских специалистов, при поддержке китайских маркетолов, создал впечатляющую по масштабам сбытовую сеть и, самое главное, современную систему ее контроля. Казалось бы, как можно из Москвы контролировать такое огромное количество магазинчиков в китайских деревнях - задача, не слишком решаемая даже в России. Тем не менее если из офиса в Москве нажать на кнопку на карте Китая, т.е. ту или иную провинцию, сначала на экране появятся точки расположения хабов, если на район, который курирует хаб, - расположение уже самих лавчонок. Кликая на точку, вы получаете на экране фотографию лавчонки с именем владельца, его телефоном и краткими данными по отчетности. Завод в Линьи тем временем испытал комплексную реконструкцию, на что предприятию пришлось потратиться, решил проблемы с сырьем. Если Россию бог не обделил залежами сырья для производства удобрений, то в Китае, например, мало калия и мало серы. Эти минералы приходится ввозить из России и других стран. Есть и другие особенности: так, бедный газом Китай производит аммиак из угля, что получается несколько дороже, но, по крайней мере, угля в Китае много. Таким образом, еще до объявления государством задачи "погружения" на иностранные рынки, АКРОН показал пример, что и без государственной поддержки можно осуществлять дерзкие проекты. Безусловно, в компании оптимистично смотрят на новые планы власти и всячески их поддерживают, поскольку на своем опыте поняли и тяжесть решения таких проблем, и выгоды, которые сулят подобные проекты. Подробнее с текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка минеральных удобрений можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок минеральных удобрений в России».
Российская газета, 18 апреля 2008 |