Взаимосвязь между базовыми ценами на поташ и стоимостью акций «Уралкалия» очевидна. В 2006 году цена акций «Уралкалия» колебалась между 2 и 2,5 долларами США, рыночная капитализация компании составляла около 3 миллиардов долларов. В октябре 2007 года, когда компания вышла на Лондонскую фондовую биржу, цена акции достигала 3,35 доллара, рыночная капитализация составляла около 5 миллиардов долларов. В прошлую пятницу цена одной акции «Уралкалия» составляла 9,25 доллара, капитализация - 19,7 миллиарда долларов. В среду акции выросли до 11 долларов, капитализация - до 23,4 миллиарда долларов. За один год компания выросла в цене в четыре раза. Однако по сравнению с канадскими гигантами «Уралкалию» есть куда расти: рыночная капитализация Potash Corporation в настоящее время составляет 58 миллиардов долларов, Mosaic - 57 миллиардов долларов. Динамика роста на рынке поташа выглядит лучше, чем динамика роста цен на золото, и лидеры индустрии открыто задаются вопросом, останется ли поташ тем товаром, стоимость которого будет неуклонно повышаться. На конференции в Канаде генеральный директор американского лидера в данной сфере Potash Corp Уильям Дойл (William Doyle) сказал, что он не видит причин для прекращения роста. «Увеличению урожаев будет способствовать использование генетически модифицированных растений, использование химических веществ, способствующих защите посевов, и увеличению урожаев будут способствовать наши удобрения». Компания Potash Corp сообщила, что в 2007 году она продала удобрений на сумму 4,8 миллиарда долларов. Она производит азотные, фосфатные и калийные удобрения; продажи поташа в прошлом году составили 1,6 миллиарда долларов, то есть 33 процента от всех проданных удобрений. В отличие от этой компании «Уралкалий» производит только поташ, в 2007 году объем продаж данной компании составил 886 миллионов долларов. И американцы и русские отметили на канадской конференции, что удорожание продовольствия, нехватка зерна и повышение цен на удобрения вызывают усиление контроля со стороны властей разных стран. «Я не хотел бы, чтобы цены росли слишком быстро, - сказал Майкл Уилсон (Michael Wilson), руководитель компании Agrium, третьего в Америке производителя поташа. - Правительство начинает вмешиваться в процессы, протекающие в сельском хозяйстве, повышает налоги на экспорт и фиксирует цены на удобрения». Уровень продаж компании Agrium, производящей разные удобрения, в прошлом году составил 5,3 миллиардав долларов, из которых всего 6 процентов, или 316 миллионов долларов, пришлось на поташ. Российские власти ввели налоги на экспорт удобрений и такие химические вещества, как сера. Было заявлено о возможном введении квот на экспорт. С ведущими производителями и поставщиками обсуждаются меры по установлению контроля над ростом цен на внутренних рынках. На прошлой неделе появились слухи о том, что власти Китая на некоторое время установят драконовские налоги в размере 135 процентов на экспорт мочевины и фосфатных удобрений; следует учитывать, что в этой стране калийные удобрения вообще не производятся. По оценкам московских аналитиков, «Уралкалий» с лихвой компенсирует новые налоги, увеличив объемы экспорта и повысив цены. На прошлой неделе представители «Уралкалия» сообщили, что в первом квартале этого года компания произвела 1,25 тонны хлорида калия, по сравнению с прошлым годом увеличение составило 5,6%. В марте рост производства составил уже 8%. Эти данные вызвали бурный рост акций - за неделю их стоимость увеличилась на 20%. Использованы материалы с www.phosagro.biz, 29 апреля 2008
С текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка минеральных удобрений можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок минеральных удобрений в России».
|