Инновационное научно-производственное реформирование экономики России необходимо начинать с базового сырьевого сектора путем интегрирования разобщенных в советское время из-за узковедомственной принадлежности горно-обогатительных и химико-металлургических производств в холдинговые минерально-химико-металлургические компании с государственно-частным капиталом, создания сети малых горно-технологических (МГТП) и инновационно-техноэкологических (МИТЭП) предприятий, как автономных, так и самостоятельных, комплексной оценки природного и техногенного сырья, их капитализации и, тем самым, повышения инвестиционной привлекательности объектов недропользования и конкурентоспособности горно-промышленного комплекса в целом.. Следует также подчеркнуть актуальность использования комплексного анализа извлекаемой ценности сырья МХК с учетом всех полезных и токсичных компонентов в целях повышения капитализации, т.е. рыночной стоимости их активов, в связи с развитием конкуренции между этими компаниями «родственного профиля» в регионах. Так, например, с появлением в Кольском регионе нового недропользователя ЗАО «СЗФК» ОАО «Акрон» появилась возможность решения проблемы комплексной переработки и исполь-зования ценного апатитонефелинового сырья, не реализуемой десятилетиями ОАО «Апатит», а на Урале – диверсификации традиционной добычи калийных солей и производства хлоркалиевой продукции ОАО «Уралкалий» и «Сильвинит» в разветвленные производст-ва более широкого ассортимента ценной химической продукции новыми недропользователями – ОАО «Акрон» и МХК «Еврохим». Причем первое из них обладает возможностями получения всех трех главных компонентов химических удобрений – азота, фосфора и калия. В перспективе у этих МХК – организация выпуска наиболее дефицитных бесхлорных удобрений (сульфатов калия и натрия), извлечения рубидия и цезия из рассолов и т.д. С изложенных позиций ждет также своего решения в рамках нового «Закона о недрах» и «Горного кодекса» необходимость разработки и утверждения прав собственности на техногенные ресурсы, методики их изучения, оценки качества и капитализации на основе суммарной извлекаемой ценности всех полезных компонентов и экологических последствий переработки, порядка государственного кадастрового и балансового учета, лицензирования прав на использование сырья и стимулирующей системы налоговых платежей. Высококвалифицированное и оперативное решение этих вопросов является одним из условий трансформирования инвестиционной привлекательности капитализированных техногенных ресурсов в создание российской индустрии переработки отходов горных, обогатительных и химико-металлургических производств. |