Потребитель с административным ресурсом Надо сказать, что выбор Pirelli в пользу ‘‘Ростехнологий’‘ не очень удивил экспертов. По их мнению, итальянская компания специально делает ставку на непрофильного партнера: чтобы исключить конфликт интересов. Западные компании, примериваясь к организации шинных СП в России, обычно требуют контрольный пакет акций. При этом партнер не должен претендовать на контроль над предприятием и управление проектом, но должен стать его соинвестором и обеспечить административную поддержку за счет своего административного ресурса, хорошо знать ситуацию на рынке. Этот подход подтвердил распространенный в начале июня пресс-релиз Pirelli, где было отмечено, что в случае создания СП с ‘‘Ростехнологиями’‘ за итальянской стороной (которая передаст в СП свои ноу-хау и технологии) будет ‘‘разработка бизнес-стратегии и управление рабочим процессом’‘. Необходимый административный ресурс у ‘‘Рос-технологий’‘, безусловно, есть. А вот что касается знания шинного бизнеса, то этому условию госкорпорация не отвечает: у нее нет активов, связанных с шинной отраслью, соответственно, нет и доли на шинном рынке. В то же время интерес ‘‘Ростехнологий’‘ к шинному бизнесу не случаен. Среди ее активов - блокирующий пакет акций АвтоВАЗа, потребность которого, с учетом запланированного увеличения объемов производства, могут составить более 5 млн покрышек в год. На прошедшем недавно XII Петербургском экономическом форуме президент АвтоВАЗа Борис Алешин сообщил, что компания наращивает объемы и собирается в ближайшие годы инвестировать в развитие производства огромные деньги; до 2012 года -$3 млрд. То есть примерно по $750 млн в год (для сравнения: в 2005-07 годах вложено соответственно $300-450 млн, а инвестпрограмма 2008 года составляет 13 млрд рублей). Так, только совместная программа с Renault предусматривает увеличение производства автомобилей в Тольятти до 1 млн штук в год за счет освоения новых моделей класса В и С по европейской классификации и выпуска внедорожника. Соответственно, потребуются шины европейского качества. Кроме того, ‘‘Ростехнологий’‘ не намерены ограничиваться влиянием в АвтоВАЗе и претендуют еще и на долю в КамАЗе. А стало быть, потребуются и высококачественные грузовые шины. При таких глобальных планах наличие собственного шинного производства может повысить конкурентоспособность автокомплекса, как считают некоторые эксперты. Сегодня на АвтоВАЗ шины поставляют практически все российские шинные заводы. Но крупнейшими поставщиками являются ‘‘Нижнекамскшина’‘ (до 60% от всех поставляемых шин) и ‘‘Сибур-Русские шины’‘. Однако АвтоВАЗ не раз выражал недовольство качеством этих покрышек. Он даже пытался их заменить. Например, китайскими. Создав собственное производство, акционер автозавода хочет решить проблему обеспечения производства высококачественных шин. Для Pirelli же это СП может стать ‘‘золотым ключиком’‘, который позволит ей войти в число основных поставщиков шин для первичной комплектации АвтоВАЗа, а затем, возможно, и КамАЗа. В то же время аналитики отмечают, что в мировой практике нет прецедентов аффилированности автопроизводителей и шинников. Ведь доля стоимости шин в автомобиле не столь велика, чтобы говорить о серьезной экономии при организации собственного производства. Место дислокации нового завода пока не сообщается. Но скорее всего разместится он в Самарской области, где расположен АвтоВАЗ и власти которой поддерживают эту инициативу. Известно, что губернатор региона Владимир Артяков (кстати, выходец из ‘‘Рособоронэкспорта’‘) не раз заявлял, что готов предоставить площадку для строительства нового шинного завода. Так что интересы региона и учредителей СП здесь вполне совпадают. Отметим, альянс с участием госкорпорации быстро нашел господдержку. В частности, финансовую. 9 июня на встрече с журналистами вице-президент Внешторгбанка, член совета директоров АвтоВАЗа Валерий Лукьяненко сообщил, что ВТБ рассматривает возможность участия в проектах автокомпании по строительству шинного завода и завода по производству комплектующих для автомобилей. Надо полагать, речь идет о российско-итальянских проектах. Ведь вряд ли в одной области будут затевать строительство сразу двух шинных производств.
|