Взвейтесь кострами До недавнего времени в России большая часть производства пеллет была расположена на северо-западе страны, ближе к европейским рынкам сбыта и морским терминалам, преимущественно в Ленинградской области. За год 11 этих предприятий в среднем вырабатывают 100 тыс. тонн пеллет. В последние два-три года подобные мини-заводики стали появляться и на Урале. По данным компании «Альтернативные топливные технологии» (АТТ, поставщик промышленного оборудования), открыто как минимум пять производств в Свердловской области, семь цехов в Пермском крае и по одному в Башкирии и Удмуртии. Такой ажиотаж вокруг малоизвестного в России вида топлива объясняется несколькими факторами: его высокой экспортной ценой, экологичностью, минимальными сроками окупаемости бизнеса и доступностью сырья. Разберемся по порядку. Вот уже третий год подряд правительство страны призывает регионы переходить на экологически чистые местные источники энергии. «Вы представляете, что такое пеллеты? Это альтернативный местный вид топлива, которое получается из отходов деревоперерабатывающей промышленности, — поясняет директор АТТ Борис Васин. — По теплотворной способности они равны углю. Одно значительное отличие — уголь грязный. Степень автоматизации процесса — как у газа: автоматизированы и подача топлива, и золоудаление, и поддержание горения и температуры. Учитывая, что у нас дико растут цены на энергоносители (нефть и газ), пеллеты могут стать выгодным видом топлива внутри регионов». Во многих областях России уже приняты программы обеспечения коммунальных котельных местными видами топлива. Они активно действуют в Нижегородской области: там получили цену гигакалории тепловой энергии в семь раз ниже, чем при использовании ввозного. Такая же программа сейчас принимается в Омской области: север этого региона отказался от проведения газопровода, вся его территория покрыта лесами, и теперь там строится несколько производств топливных гранул для обеспечения местных котельных. За организацию производств пеллет и их использование в качестве топлива активно выступают и власти Пермского края. О необходимости постепенного перехода на современные паровые котлы, работающие на древесных гранулах, говорил и глава Башкирии Муртаза Рахимов. Плюсы инновационного производства на Урале и в Сибири очевидны. По словам замначальника Управления развития лесопромышленного комплекса министерства природных ресурсов Пермского края Дмитрия Дробинина, в соответствии с природоохранным законодательством за неиспользование отходов деревообработки и лесопиления начисляются штрафы, поэтому древесные отходы выгодно утилизировать. Кроме того, за годы неправильной эксплуатации лесного хозяйства скопилось много неделовой древесины (такой, из которой нельзя производить мебель и стройматериалы). Перерабатывать ее можно двумя способами: делать ДСП и пустить на топливо. Выпуск ДСП требует достаточно больших начальных капиталовложений. А вот сочетать производство деловой древесины и пеллет малым и средним предприятиям вполне под силу. Тем более что окупаемость производства топливных гранул мощностью 15 тыс. тонн в год и стоимостью 1 млн евро не превышает, по словам Бориса Васина, полутора лет. Весьма привлекательны и экспортные цены на древесные пеллеты — 90 евро за тонну (примерно 3 тыс. рублей), тогда как себестоимость производства составляет от 700 до 2 тыс. рублей в зависимости от того, собственный опил используется или покупной. Есть и перспективы для активного экспорта пеллет из России. «Европейский рынок ежегодно растет на 15 — 22%, — поясняет генеральный директор компании “Экатор” Александр Шкурихин, — в некоторых странах отмечается рост спроса на 35% (Швеция, Германия, Дания)». Это обусловлено экономическими причинами: низкой стоимостью выработки тепла по сравнению с другими энергоносителями, продолжающимся ростом цен на традиционные виды топлива — газ и мазут. В результате спрос на гранулы превышает предложение, и сегодня потребности Европы в пеллетах удовлетворены лишь на 60%. И при всех этих плюсах пеллетный бизнес на Урале и в Прикамье не заладился. Из четырнадцати производств без перебоев работают только три-четыре. Как выяснилось, проблем у пеллетчиков масса. Пеллеты греют Европу Гранулами отапливаются многие городские котельные. Технология полностью автоматизирована, за несколькими котельными следит один специалист: с мобильного телефона он входит в центральный компьютер котельной, снимает показатели. Загрузка топлива тоже автоматизирована: раз в неделю к котельной подъезжает грузовик, водитель вставляет специальный шланг в торчащую из земли трубу, и из кузова грузовика пеллеты перекачиваются в бункер и в течение недели точными дозами регулярно подаются в топку. |