- Как удается выполнять весь комплекс работ без опытного шинного завода? Как я уже говорил, в НТЦ сохранились приборы и оборудование, необходимые для исследования и испытания сырья, материалов, резин, резинокордных систем и шин. Поэтому весь цикл работ (до изготовления опытной партии шин) мы проводим у себя. Отработка технологии и изготовление опытных партий шин проводятся на заводе, для которого осуществлялась данная работа. В последнее время мы активно работаем с компанией ООО «СИБУР» по новым типам каучуков и масел и с ОАО «СИБУР – Русские шины» – по разработке конкретных резин, технологий и конструкций шин. В связи с этим практическая апробация технических решений осуществляется, в основном, на одном из заводов ОАО «СИБУР – Русские шины», чаще всего в ОАО «Ярославский шинный завод». Это связано с тем, что данное предприятие выпускает самый современный и разнообразный ассортимент шин. Следует сказать, что жизнь заставила нас заниматься не только шинной промышленностью, но и разработкой рецептур РТИ и всем тем, что приносит доход институту. Естественно, что наши специалисты обеспечивают и выполнение инвестиционных программ, разрабатываемых собственником, которые должны начать давать доходы уже в 2009 году. Конечно, они имеют под собой небольшие научные разработки, но в перспективе принесут прибыль. - А в рамках каких государственных программ работает НТЦ «НИИШП»? - На сегодняшний день НТЦ включен в работу двух федеральных инвестиционных проектов. В одной из программ Министерства обороны, рассчитанной на четыре года, мы являемся головными исполнителями. Программа предполагает обновление целой линейки шин для армейской техники, которая будет поступать на вооружение в 2015–2020 годах. Участие в этом проекте для нас имеет много положительных моментов, потому что мы попадаем под ряд законов, связанных с военным заказом, то есть институт становится стратегически значимым. В таких условиях прекратить работу над проектом федерального значения становится практически невозможно. Мы участвуем также в программе по созданию ноноструктурированных типов техуглерода для шинной промышленности, а именно для целиком металлокордных шин. В рамках этого проекта мы работаем с институтом переработки углеводородов сибирского отделения РАН. Третья программа, к которой мы сейчас подключаемся, – это программа по созданию производств химикатов для шин и РТИ для военной и космической промышленности. Мы также участвуем в элементах инновационного проекта СИБУРА по так называемой «зеленой» шине. У нас имеется ряд крупных конструкторских проектов по шинам для авиационной и космической техники, так как в ближайшем будущем планируется сконструировать новый «челнок» и два новых типа самолетов пятого поколения. НТЦ предлагает также проекты, связанные с новыми технологиями. Это касается, прежде всего, создания безопасных шин, экологически чистых ресурсосберегающих полиуретановых шин и ЦМК шин, созданных по «модульной» технологии. - Какие проблемы стоят в настоящее время перед НТЦ? - Еще два года назад из-за отсутствия договоров у нас были частые задержки зарплат. Сейчас мы встали на ноги именно благодаря тому, что у института появились долгосрочные заказы. Правда, в связи с экономическим кризисом, который коснулся и шинной промышленности, ситуация с заключением новых договоров и контрактов, конечно, осложнилась. Но возникла другая проблема – кадры. В сложные времена, когда НИИ переходил из рук в руки, многие ушли, а новых специалистов, готовых работать за пока еще относительно невысокие зарплаты, найти очень сложно. На данный момент средний возраст наших специалистов – около 60 лет. Всего работает 100 человек. Из них два доктора наук и 15 кандидатов. Необходимо также обновление приборной техники и испытательного оборудования, так как существующая, к сожалению, в основном морально и физически устарела. - Очевидно, есть вещи, которые Вас беспокоят как ученого? - Я считаю, что у российской шинной промышленности должен быть единый НТЦ, который бы финансировался государством, и право на его разработки принадлежало бы государству, а кому оно их будет продавать – его дело. Необходимо отметить, что сегодня в России практически прекратилось производство ускорителей, других специальных химикатов-добавок, без которых ни самолеты не взлетят, ни автомобили не поедут. Малотоннажная химия практически вся из Китая. Несмотря на имеющиеся научные разработки, не выпускаются новые типы полимеров, ускорителей, модификаторов, не внедряются новые перспективные технологии. Это, конечно, беспокоит. Но, я полагаю, что при внимании государства к этим проблемам, они будут решаться. Отечественная шинная промышленность обретет инновационное развитие. Александр Пичугин, Генеральный директор ООО НТЦ НИИШП Журнал «Химия и бизнес» |