- Концерн BASF, один из крупнейших производителей химической продукции в мире, закрывает часть предприятий в Северной Америке и Азии. Это связано с тем, что в первой половине января ни в одном из регионов присутствия компании не было роста спроса на ее продукцию. Несмотря на неблагоприятную экономическую конъюнктуру, BASF продолжит выделять значительные средства на научные исследования и новые разработки. В России сокращения производства и персонала на предприятиях концерна не намечается. За счет чего планируется несокращение персонала и будет ли сокращена рабочая неделя или заработная плата? - На сегодняшний день предприятия концерна работают с загрузкой 75% по всему миру. В ноябре BASF одним из первых объявил о сокращении производства примерно на 80 установках, что эквивалентно 10-15% всех мощностей концерна, которые есть в мире. До сих пор компания в связи со сложившейся экономической ситуацией использовала гибкий рабочий график персонала, отпуска. Если этих мер не будет хватать, то в этом случае мы будем вынуждены перейти на сокращенную рабочую неделю. Что касается массовых сокращений, о которых сообщили некоторые СМИ, то я эту информацию подтвердить не могу. Планов по сокращению персонала в России также нет. В Бизнес Центре BASF Россия и СНГ работает порядка 1000 сотрудников. У нас замечательная команда профессионалов, и поэтому мы будем делать все возможное, чтобы сохранить наш персонал и подготовиться к тому моменту, когда начнется выход из кризиса. - На каких условиях рабочие будут уходить в отпуск? Потому что допустим в Германии, где BASF тоже был вынужден переходить на сокращенную рабочую неделю, отправлять рабочих в отпуска, - совершенно четкая схема: есть социальные выплаты, гарантированные выплаты предприятиям. У нас к великому сожалению, этот механизм отнюдь не отлажен и законодательства такого нет, и социальных выплат нет. - Вы абсолютно правы. В Германии Федеральное агентство занятости поддерживает сотрудников в течение приблизительно 18 месяцев. То, что касается нас – масштаб производства в России нельзя сравнить с масштабом Германии или США или даже Китая. Поэтому речь идет о нескольких десятках сотрудников, и я думаю, что мы найдем те или иные способы сохранить коллектив, не прибегая к каким-то кардинальным мерам. Тем более что в принципе продажи у нас идут, может быть не на том уровне, на который мы рассчитывали при хорошем стечении обстоятельств. Мы затронем еще эти темы в рамках нашего разговора, но пока я не вижу такой необходимости. - Если говорить подробно о тех отраслях, где присутствует компания БАСФ. Не могли бы Вы прокомментировать отрывок из беседы в марте 2008 года с вашим предшественником г-ном Голицыным, посвященный развитию автомобилестроения в России и Европе, где утверждалось, что Россия станет самым основным рынком в Европы. Я так понимаю, речь шла не только об автомобильной отрасли. Насколько рынок сейчас перспективен для БАСФ и на какие отрасли делается ставка сейчас? - Здесь можно сказать следующее: во-первых, автомобильный рынок или потребительский спрос в России по автомобилям не насыщен, то есть на сегодняшний день он составляет менее 200 автомобилей на 1000 человек. Насколько я знаю, в Германии этот показатель составляет приблизительно 500 машин, то есть, нам есть куда двигаться, есть, куда расти. По итогам 2008 года Россия стала действительно одним из самых важных автомобильных рынков в Европе и, наверно, в мире. С нашей точки зрения, эти перспективы сохраняются, может быть не на первую половину года, и не на 2009 год, но на перспективу - безусловно. - Может быть, они начнут “Растишку” есть? - Может быть. Здесь следует еще отмечать две такие вещи, как спрос на автомобили и автомобильная промышленность в целом. Как Вы понимаете, это две большие разницы. - Конечно. Я жду, что Вы скажете, что уже есть соглашение с теми автомобильными кластерами, которые успели «выйти с каникул» буквально на днях. - То, что касается производства и прихода западных концернов в Россию, - об этом уже много написано и много сказано: это и Volkswagen, и Nissan, и Toyota и General Motors и так далее, но на сегодняшний день полноценной цепочки добавленной стоимости в автомобильной промышленности нет. Поэтому, когда мы говорим о применении российских запчастей… |