Любопытно, что сейчас возмущенный ропот владельцев АЗС приутих, заглушенный розничной маржой, которая возобновила рост три месяца назад. Сейчас заправки зарабатывают, по данным "Алгоритм. Топливный интегратор", 7-8 руб., а то и 10 руб. с литра бензина. Обратная сила "Как оказалось, цена бензина больше привязана к соотношению спроса и предложения, вот она и подзадержалась в своем падении. Из-за чего мы видим сейчас достаточно низкую стоимость на опте и достаточно большую на АЗС",— говорит Павел Строков. Действительно, дорогой бензин не растворил московские пробки. "Реакции потребителей на изменение цен практически нет. Например, в Москве, если рядом стоят заправки, в одной из которых цена 20 руб. за литр 92-го бензина, а на соседней он продается по 19 руб., то реализация на ней не вырастает",— уверен Алексей Бураков. Сергей Душечкин задумал проверить, действительно ли потребители нечувствительны к цене: "Хочу провести эксперимент на одной из заправок, поставить на один день цену 30 руб. за литр. Думаю, что будут покупать". "Эксперимент" скоро может быть оправдан с экономической точки зрения. С 1 февраля экспортная пошлина на нефть снизилась до $100, и продавать нефть за рубежом стало выгоднее, чем раньше (в ноябре 2008 года нефтяники платили $287 за тонну экспортируемого сырья, в январе 2009-го — уже $119). Вслед за ростом экспорта снова вырастет внутренняя цена на нефть. Оптовые цены на нее на свободном рынке уже начали увеличиваться. Но пока автомобилисты будут "голосовать рублем" за дорожающий бензин, цена на топливо вряд ли остановится. ФАС оштрафовала нефтяников за монопольно высокие цены. А надо было штрафовать потребителей — за "монопольно" высокий спрос. Впрочем, со спросом, похоже, дела "налаживаются". Если розница пока держится, то корпоративный спрос, на который приходится треть продаваемого в России топлива, уже падает. По оценкам компании "Алгоритм. Топливный интегратор", за декабрь 2008 года он упал на 16-20% по сравнению с декабрем 2007-го. "Ключевые участники корпоративного потребления топлива — строители, ремонтники, ЖКХ, перевозчики. У строителей, например, спрос упал на 30-40%, у перевозчиков — на 10%",— рассказывает Алексей Бураков. Так что в ближайшем будущем ФАС можно будет обойтись без штрафов. Журнал «Секрет Фирмы»
|